Программа воспитания МБОУ Приветненская СОШ нап 2020-2025 г.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги
могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о правах
ребенка, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного
общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, проектом Примерной программы воспитания, составленной научными
сотрудниками РАО.
В центре программы воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Приветненская СОШ» находится личностное развитие обучающихся в
соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы
школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа
воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
Программа воспитания имеет следующую структуру:
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса;
2. Цель и задачи воспитания;
3. Виды, формы и содержание деятельности;
4. Анализ воспитательного процесса.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ «Приветненская СОШ» находиться в Выборгском районе, Ленинградской области.
Органами управления в МБОУ «Приветненская СОШ» являются педагогический совет. По
инициативе родителей (законных представителей) созданы: совет школьного ученического
самоуправления и родительский совет. Управление воспитательным процессом
осуществляется на уровне всех участников образовательного процесса.
Воспитательная система МБОУ «Приветненская СОШ» складывается:
 - из реализации программ воспитания области и района;
 - из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов
 дополнительного образования;
 - из системы дополнительного образования и внеурочной деятельности;
 - на основе преемственной связи между детским садом и школой.
Программа воспитания предусматривает формирование нравственного уклада школьной
жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития
обучающихся и включающую игровую, познавательную, спортивно-оздоровительную,
социально значимую и другую деятельность школьников 1-11 классов.
Процесс воспитания в МБОУ «Приветненская СОШ» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
2



ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды
для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников,
а также их социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
С сентября 2020 года началась реализация федерального проекта «Цифровая
образовательная среда» национального проекта «Образование». Систему подготовки
педагогических кадров осуществляет ГАОУ ДПО "Ленинградский областной институт
развития образования".
В культурно – досуговом социуме школа взаимодействует с учреждениями
дополнительного образования: ГБУ ДО "Центр "Ладога", МБОУ ДО "Дворец творчества".
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях формулируется общая цель воспитания в МБОУ «Приветненская СОШ»
– личностное развитие школьников, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);

3



в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Цель конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями школьников: в
ней выделяется 3 целевых приоритета, соответствующие трём уровням общего
образования.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребёнка
единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Уровень общего
Уровень
Уровень основного
Уровень среднего
образования
начального
общего образования
общего образования
общего
образования
Возрастные
Потребность
В этом возрасте особую Потребностью
в
особенности
самоутвердиться
в значимость для детей жизненном
своём
приобретает
самоопределении, в
Новом социальном
становление
их выборе дальнейшего
статусе – статусе собственной жизненной жизненного
пути,
школьника,
тоесть позиции, собственных который открывается
научиться
ценностных
перед
ними
на
соответствовать
ориентаций.
пороге
предъявляемым
к Подростковый возраст – самостоятельной
носителям данного наиболее
удачный взрослой жизни.
статуса нормам и возраст для развития
принятым традициям социально
значимых
поведения
отношений школьников.
Целевые
Создание
Создание
Создание
приоритеты
благоприятных
благоприятных условий благоприятных
условий
для для развития социально условий
для
усвоения
значимых
отношений приобретения
школьниками
школьников, и, прежде школьниками опыта
социально значимых всего,
ценностных осуществления
знаний – знаний отношений
социально значимых
основных норм и
дел.
традиций
того
общества, в котором
они живут.
Формируемые

быть

к семье как

опыт
дел,
знания и отношения любящим,
главной опоре в жизни направленных
на
послушным
и человека и источнику заботу о своей семье,
отзывчивым сыном его счастья;
родных и близких;
(дочерью),
братом 
к труду как

трудовой
(сестрой),
внуком основному
способу опыт, опыт участия в
(внучкой); уважать достижения жизненного производственной
старших и заботиться благополучия человека, практике;
о младших членах залогу его успешного

опыт
дел,
семьи;
выполнять профессионального
направленных
на
посильную
для самоопределения
и пользу
своему
ребёнка домашнюю ощущения уверенности родному городу или
работу,
помогая в завтрашнем дне;
селу, стране в целом,
старшим;

к
своему опыт
деятельного

быть
отечеству, своей малой выражения
трудолюбивым,
и большой Родине как собственной
следуя
принципу месту,
в
котором гражданской
4

«делу
—
время,
потехе — час» как в
учебных
занятиях,
так и в домашних
делах,
доводить
начатое
дело
до
конца;

знать
и
любить свою Родину
– свой родной дом,
двор, улицу, город,
село, свою страну;

беречь
и
охранять
природу
(ухаживать
за
комнатными
растениями в классе
или дома, заботиться
о своих домашних
питомцах
и,
по
возможности,
о
бездомных животных
в
своем
дворе;
подкармливать птиц
в морозные зимы; не
засорять
бытовым
мусором улицы, леса,
водоёмы);

проявлять
миролюбие — не
затевать конфликтов
и стремиться решать
спорные вопросы, не
прибегая к силе;

стремиться
узнавать
что-то
новое,
проявлять
любознательность,
ценить знания;

быть
вежливым
и
опрятным, скромным
и приветливым;

соблюдать
правила
личной
гигиены, режим дня,
вести здоровый образ
жизни;

уметь
сопереживать,
проявлять
сострадание
к
попавшим в беду;

человек вырос и познал
первые
радости
и
неудачи,
которая
завещана ему предками
и
которую
нужно
оберегать;

к природе как
источнику жизни на
Земле, основе самого ее
существования,
нуждающейся в защите
и постоянном внимании
со стороны человека;

к
миру
как
главному
принципу
человеческого
общежития,
условию
крепкой
дружбы,
налаживания
отношений с коллегами
по работе в будущем и
создания
благоприятного
микроклимата в своей
собственной семье;

к знаниям как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека, как
результату
кропотливого,
но
увлекательного
учебного труда;

к культуре как
духовному
богатству
общества и важному
условию
ощущения
человеком
полноты
проживаемой
жизни,
которое
дают
ему
чтение,
музыка,
искусство,
театр,
творческое
самовыражение;

к здоровью как
залогу
долгой
и
активной
жизни
человека, его хорошего
настроения
и
оптимистичного взгляда
на мир;

к окружающим
5

позиции;

опыт
природоохранных
дел;

опыт
разрешения
возникающих
конфликтных
ситуаций в школе,
дома или на улице;

опыт
самостоятельного
приобретения новых
знаний, проведения
научных
исследований, опыт
проектной
деятельности;

опыт
изучения, защиты и
восстановления
культурного
наследия
человечества, опыт
создания
собственных
произведений
культуры,
опыт
творческого
самовыражения;

опыт ведения
здорового
образа
жизни и заботы о
здоровье
других
людей;

опыт
оказания
помощи
окружающим, заботы
о
малышах
или
пожилых
людях,
волонтерский опыт;

опыт
самопознания
и
самоанализа, опыт
социально
приемлемого
самовыражения
и
самореализации.

Значимость
выбранного
приоритета

стремиться
устанавливать
хорошие отношения
с другими людьми;
уметь
прощать
обиды,
защищать
слабых, по мере
возможности
помогать
нуждающимся в этом
людям; уважительно
относиться к людям
иной национальной
или
религиозной
принадлежности,
иного
имущественного
положения, людям с
ограниченными
возможностями
здоровья;

быть
уверенным в себе,
открытым
и
общительным,
не
стесняться быть в
чём-то непохожим на
других ребят; уметь
ставить перед собой
цели и проявлять
инициативу,
отстаивать
своё
мнение и действовать
самостоятельно, без
помощи старших.
Облегчает вхождение
учащегося
в
широкий социальный
мир,
в
открывающуюся ему
систему
общественных
отношений.

людям как безусловной
и абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с которыми необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения,
дающие
человеку
радость
общения
и
позволяющие избегать
чувства одиночества;

к самим себе как
хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и
самореализующимся
личностям, отвечающим
за свое собственное
будущее.

Данный
ценностный Важно, чтобы опыт
аспект
человеческой оказался социально
жизни
чрезвычайно значимым, так как
важен для личностного именно он поможет
развития школьника, так гармоничному
как именно ценности во вхождению
многом определяют его школьников
во
жизненные цели, его взрослую
жизнь
поступки,
его окружающего
их
повседневную жизнь.
общества
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
6

смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни ОО;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и
на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ОО
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся
и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников,
отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в МБОУ «Приветненская СОШ» используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума;
 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
7























возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих («Папа, мама, я – спортивная семья», праздник «День здоровья»,
соревнования «Веселые старты», фестиваль ГТО, спортивные соревнования и первенства
школы);
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям (акции: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», сбор
макулатуры; праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День матери»,
«Новый год», «8 марта», и другие, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих).
На школьном уровне:
разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая
детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы МБОУ «Приветненская
СОШ» («День знаний», «Новый год», «День полного снятия Блокады», «День защитника
Отечества», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной» и другие).
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в
школе и развивающие школьную идентичность детей((«Посвящение в первоклассники»,
«Прощание с Букварём», «Предметные и метапредметные недели»).
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад
в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу(Школьные линейки).
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела МБОУ «Приветненская
СОШ» в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
8

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения. Это могут быть тематические классные часы, беседы
(согласно плану классного руководителя), посвящённые юбилейным датами, Дням
воинской славы, событию в классе, в городе, стране, способствующие расширению
кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и
полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию
настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на
устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные
вопросы; организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу;
здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме,
ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие
в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера,
дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
 выработка совместно со школьниками законов (правил) класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в МБОУ
«Приветненская СОШ».
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя
с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при необходимости) – со школьным психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
9
























спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед
с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
работа с одаренными детьми, учениками, состоящими на всех видах учёта «группе
риска», детьми-инвалидами и ОВЗ;
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
работа школьного МО классных руководителей, совещания при директоре, совета по
правовому обучению и воспитанию-по плану;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией МБОУ «Приветненская СОШ» и учителямипредметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении МБОУ «Приветненская СОШ» и решении вопросов воспитания и обучения
их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
10



Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность.
Занятия внеурочной деятельности «Естественно-научный клуб», «Информатика»,
«Совершенствуй свой английский» направленные на передачу школьникам социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество.
«Радуга». «Любители музыки» - курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение.
«Дискуссионный клуб», направленн на развитие коммуникативных компетенций
школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
Трудовая деятельность.
«Радуга – куколки», «Рукодельница» - курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
Для эффективной организации профориентации в 8-11 классах, введены занятия на
основе
всероссийских проектов, направленных на предоставление помощи
в
самоопределении и социальной адаптации обучающимся, расширения знакомства с рабочими
профессиями.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
11


















включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности
в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей
обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями;
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая
игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя
игра», викторины, игра «Что? Где? Когда?», литературные композиции, конкурс газет и
рисунков, экскурсия и др.);
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (программы- тренажёры, тесты,
зачёты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и
др.), а интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
использование во время урока различные виды дискуссий (дебаты, аквариум, упражнение
Джеффа, вертушка, ролевой диалог и т.р.), которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога, а также использовать специальные
приёмы активизации дискуссии (уточняющие вопросы, демонстрация непонимания, нетстратегия, парафраз и т.п.);
применение на уроке настольных игр, обладающим увлекательным потенциалом для детей
(«Элиас», «Табу», «Бум» и другие), адаптируя под особенности своего учебного предмета;
ведение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
12



















через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения
распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от
классных коллективов;
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой
школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
через деятельность временных творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций, в том числе традиционных:
выходов отряда ЮИД, мероприятий ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, к Дню
Учителя, к Дню матери и других;
через организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами
являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная
работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на
прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и
кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
через
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в
него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб
работы с младшими ребятами);
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в
походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди
участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
3.7. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к
13

выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
 экскурсии на предприятия Ленинградской области и г. Санкт-Петербург, дающие
школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы
людей, представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов
по интересующим профессиям и направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов «Неделя без
турникетов», а также в рамках нацпроектов «Билет в бедующее» «Финансовая
грамотность», «ПреКТОриЯ», «Профитур» и других созданных в сети интернет:
просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков;
 сотрудничество с ГАОУ ДО ЛО "ЦОПП "Профстандарт": проведение сотрудниками
центра тестирования обучающихся с проведением последующих индивидуальных бесед,
составление индивидуальных карт, проведение профориентационных игр для
старшеклассников;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ «Приветненская СОШ», при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через
такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить
хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и
внеучебные занятия (информационные стенды по воспитательной работе, доп.
образованию, профориентации, истории школы и др);
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих
их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во
дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон,
14






позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого
отдыха;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе
со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее
традициях, правилах.
3.9. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
 Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет МБОУ «Приветненская
СОШ», участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их детей;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и
обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
 интернет-сайт школы и группы в социальных сетях (VK, Instagram) с целью освещения
деятельности МБОУ «Приветненская СОШ» в информационном пространстве,
привлечения внимания родителей к МБОУ «Приветненская СОШ», информационного
продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на
которой учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться интересующие
родителей вопросы а также осуществляться виртуальные консультации специалистов и
педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
15

образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
могут быть следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора
по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с :
 качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
 качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
 качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
 качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
 качеством существующего в школе ученического самоуправления;
 качеством профориентационной работы школы;
 качеством работы школьных медиа;
16




качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками
педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой
оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и
развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и
средства оптимального построения процесса воспитания. Для изучения, анализа и оценки
перечисленных результатов разработан диагностико-аналитический инструментарий. Он
включает в себя представленные в таблице критерии и методики оценочно-аналитической
деятельности:
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».