Новые ФГОС
Что такое ФГОС
08.09.2022
Что такое ФГОС
ФГОС — это
федеральный государственный образовательный стандарт. Слово «стандарт» здесь
говорит само за себя.
ФГОС —
нормативный документ, в котором прописаны требования к образовательной
программе, результатам и условиям обучения.
У каждого
уровня образования свои стандарты. На их основе школы разрабатывают
образовательные программы, пишут учебники для школ.
Обновления ФГОС в 2022 году
С 1 сентября
2022 года вступают в силу обновлённые ФГОС начального общего и основного общего
образования. Эксперты актуализировали требования к результатам обучения —
теперь они полностью отвечают современным реалиям. В стандартах появился
значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании
цифровых ресурсов в образовательном процессе.
Предполагается, что технологии
помогут повысить качество результатов обучения. Главное — использовать их
разумно и безопасно.
Основные требования к
учителю
Изменения, которые внесли во
ФГОС, повлияют на Профстандарт, проект которого сейчас находится на
рассмотрении. По новым требованиями педагог должен уметь пользоваться сервисами
для работы с цифровым образовательным контентом, а также:
1. Осваивать
программы повышения квалификации онлайн;
2. Использовать
цифровой контент на занятиях;
3. Применять
интерактивные электронные материалы для лабораторных и практических работ — в
том числе использовать виртуальные лаборатории и симуляторы.
Педагог должен указывать в
рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы. Теперь
один из ключевых навыков учителя — адаптация методики преподавания с учётом
цифровых образовательных инструментов.
Также важно не только обучать, но
и воспитывать учеников: транслировать правила безопасного поведения в
интернете, этичность и толерантность. Нельзя забывать и об аспекте
безопасности: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и
работы с данными и научить этому учеников.
Разбираем ФГОС по
пунктам
Самое важное из ФГОС про цифровые технологии.
·
Пункт ФГОС ООО 32.1.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов должны
включать: тематическое планирование с указанием количества академических часов
и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных
ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемые для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству РФ
Т.е. в рабочей программе должно быть указано, какие
электронные ресурсы и для изучения каких тем вы планируете использовать. Это
могут быть образовательные видео, подкасты, тесты, интерактивные игры
·
Пункт ФГОС ООО 32.2
Программа формирования УУД должна обеспечивать: формирование
и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего
пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации,
презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением
безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет, формирования культуры
пользования ИКТ
Т.е. учащиеся должны уметь использовать технологии
для обучения. Например, искать информацию на электронных ресурсах, готовить
презентации, знать о безопасности и культуре поведения в интернете
·
Пункт ФГОС ООО 35.3
При реализации программы основного общего образования, в т.
ч. адаптированной, каждому обучающемуся и родителям в течение всего периода
обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде
организации: возможность использования современных ИКТ в реализации программы,
в т. ч. использования имеющихся средств обучения и воспитания в электронном
виде, электронных образовательных и информационных ресурсов, средств
определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов,
необходимых для организации образовательной деятельности с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, объективного
оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся
Т.е. у учащихся и родителей должен быть доступ к
образовательной среде школы. Пример — «Сферум». На платформе ученики могут
найти полезные материалы с уроков, связаться с учителем или одноклассниками, а
родители — общаться друг с другом, детьми или учителями в общих или личных
чатах
·
Пункт ФГОС ООО 35.4
Электронная информационно-образовательная среда организации
должна обеспечивать: формирование и хранение электронного портфолио обучающегося,
фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, проведение
учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых
предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, взаимодействие участников образовательного процесса
Т.е. электронная среда школы должна помогать учителям
проводить учебные занятия, оценивать результаты обучения, общаться друг с
другом и учениками. Также нужно формировать портфолио учеников
Полные тексты нормативных документов рекомендуем искать на
официальных ресурсах: