Актуализированная Программа воспитания 22-23 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Приветненская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована к
утверждению
управляющим советом
протокол № 1
от 30.08. 2022 г.

Утверждена приказом по
МБОУ «Приветненская СОШ»
от .30.08.2022г.
№116-ОД

Программа воспитания
МБОУ «Приветненская СОШ»
на 2020-2025 год

Программа составлена:

2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного
вхождения

школьников

в

социальный

мир

и

налаживания

ответственных

взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает,
каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности.
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных
стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России
от 17.05.2012 № 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими
программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
В

центре

программы

воспитания

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения «Приветненская средняя общеобразовательная школа»
находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего
образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение
учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся
основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания
показывает систему работы с детьми в школе.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками

образовательных

отношений

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения «Приветненская средняя общеобразовательная школа»
являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации,
обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие

в

реализации

образовательного

процесса

в

соответствии

с

законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной
организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
имеют преимущественное право на воспитание своих детей.
Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная

деятельность

в

Муниципальном

бюджетном

общеобразовательном учреждении «Приветненская средняя общеобразовательная школа»
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики
в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный

российский

национальный

воспитательный

идеал

—

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной

организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
1.

усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,

которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
2.

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,

ценностям, традициям (их освоение, принятие);
3.

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний;
4.

достижение

личностных

результатов

освоения

общеобразовательных

программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися
общеобразовательных
идентичности,
готовность

программ

сформированность

обучающихся

к

самоопределению, наличие

включают

осознание

российской

гражданской

ценностей

самостоятельности

и

инициативы,

саморазвитию,

самостоятельности

и

личностному

мотивации к целенаправленной социально значимой

деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического,

культурно-

исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС:

гражданское

воспитание

—

формирование

российской

гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование

российского

национального

исторического

сознания,

российской

культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое

воспитание

—

воспитание

уважения

к труду, трудящимся,

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и общественных потребностей.

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских
базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Они
сформулированы на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования по направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
ВОСПИТАНИЯ

Гражданскопатриотическое

НАЧАЛЬНОЕ
Знающий и любящий свою малую
родину,
свой
край,
имеющий
представление о Родине — России, её
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему
народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим
народам.
Понимающий свою сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России,
Российского государства.
Понимающий значение гражданских
символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест
почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий
первоначальные
представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной
организации,
в
доступной по возрасту социально значимой
деятельности.

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДНЕЕ
Знающий
и
принимающий
свою
российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском
обществе, в мировом сообществе.
Понимающий
сопричастность
к
прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской
государственности
на
основе
исторического просвещения, российского
национального исторического сознания.
Проявляющий
уважение
к
государственным
символам
России,
праздникам.
Проявляющий
готовность
к
выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских
прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
Выражающий
неприятие
любой
дискриминации
граждан,
проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в
обществе.
Принимающий участие в жизни класса,

ОБЩЕЕ
Осознанно
выражающий
свою
российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском
обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом
России как источником власти и субъектом
тысячелетней
российской
государственности,
с
Российским
государством, ответственность за его
развитие в настоящем и будущем на основе
исторического
просвещения,
сформированного
российского
национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите
Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство
народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую
правду.
Ориентированный
на
активное
гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод
сограждан.

общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный
на участие в социально значимой
деятельности.
Сознающий
свою
национальную,
этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий
уважение
к
историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам,
праздникам,
памятникам,
традициям
народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию
родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов
России.
Знающий и уважающий достижения
нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые
подвиги и трудовые достижения, героев и
защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий участие в мероприятиях
патриотической направленности.

Духовнонравственное

Осознанно и деятельно выражающий
неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым,
религиозным
признакам,
проявлений
экстремизма,
терроризма,
коррупции,
антигосударственной деятельности.
Обладающий
опытом
гражданской
социально значимой деятельности (в
ученическом
самоуправлении,
волонтёрском движении, экологических,
военно-патриотических
и
др.
объединениях, акциях, программах).
Выражающий свою национальную,
этническую
принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь
к своему народу.
Сознающий
причастность
к
многонациональному народу Российской
Федерации,
Российскому
Отечеству,
российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное
отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России,
традициям,
праздникам,
памятникам
народов, проживающих в родной стране —
России.
Проявляющий
уважение
к
соотечественникам,
проживающим
за
рубежом, поддерживающий их права,
защиту их интересов в сохранении
российской культурной идентичности.
Уважающий
духовно-нравственную
Знающий и уважающий духовноПроявляющий
приверженность
культуру своей семьи, своего народа, нравственную культуру своего народа, традиционным
духовно-нравственным
семейные
ценности
с
учётом ориентированный на духовные ценности и ценностям, культуре народов России с
национальной,
религиозной нравственные нормы народов России, учётом
мировоззренческого,
принадлежности.
российского
общества
в
ситуациях национального,
конфессионального

Сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Доброжелательный,
проявляющий
сопереживание,
готовность
оказывать
помощь,
выражающий
неприятие
поведения, причиняющего физический и
моральный
вред
другим
людям,
уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с
позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за
свои поступки.
Владеющий
представлениями
о
многообразии языкового и культурного
пространства
России,
имеющий
первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий
нравственную
и
эстетическую
ценность
литературы,
родного
языка,
русского
языка,
проявляющий интерес к чтению.

нравственного
выбора
(с
учётом
национальной,
религиозной
принадлежности).
Выражающий готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных
и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России
духовно-нравственным
нормам
и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и
ответственности личности в условиях
индивидуального
и
общественного
пространства,
значение
и
ценность
межнационального,
межрелигиозного
согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к
российским
традиционным
семейным
ценностям, институту брака как союзу
мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к
родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры
своего народа, российского общества.

самоопределения.
Действующий и оценивающий своё
поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей и норм с
осознанием
последствий
поступков,
деятельно
выражающий
неприятие
антигуманных и асоциальных поступков,
поведения,
противоречащих
этим
ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и
достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого
выбора
и
самоопределения,
к
представителям
различных этнических групп, религий
народов России, их национальному
достоинству и религиозным чувствам с
учётом соблюдения конституционных прав
и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий
ценность
межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов
в России, способный вести диалог с
людьми
разных
национальностей,
отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения.
Ориентированный
на
создание
устойчивой семьи на основе российских
традиционных
семейных
ценностей;
понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и
воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской
ответственности.

Эстетическое

Физическое

Выражающий понимание ценности
отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества
в искусстве.
Способный воспринимать и чувствовать
Проявляющий
эмоциональнопрекрасное в быту, природе, искусстве, чувственную восприимчивость к разным
творчестве людей.
видам искусства, традициям и творчеству
Проявляющий интерес и уважение к своего и других народов, понимание их
отечественной и мировой художественной влияния на поведение людей.
культуре.
Сознающий
роль
художественной
Проявляющий
стремление
к культуры как средства коммуникации и
самовыражению
в
разных
видах самовыражения в современном обществе,
художественной деятельности, искусстве.
значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в
разных видах искусства, в художественном
творчестве.

Бережно относящийся к физическому
здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий
основными
навыками

Понимающий ценность жизни, здоровья
и безопасности, значение личных усилий в
сохранении
здоровья,
знающий
и
соблюдающий
правила
безопасности,
безопасного поведения, в том числе в
информационной среде.

Обладающий
сформированными
представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков
и
литературы
народов
России,
демонстрирующий устойчивый интерес к
чтению
как
средству
познания
отечественной и мировой духовной
культуры
Выражающий понимание ценности
отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного
наследия.
Проявляющий
восприимчивость
к
разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его
влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий
понимание
художественной культуры как средства
коммуникации
и
самовыражения
в
современном
обществе,
значения
нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве.
Ориентированный
на
осознанное
творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах
искусства
с
учётом
российских
традиционных духовных и нравственных
ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
Понимающий
и
выражающий
в
практической
деятельности
ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и

личной
и
общественной
гигиены,
безопасного поведения в быту, природе,
обществе.
Ориентированный
на
физическое
развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учётом
возраста.

Трудовое

Сознающий ценность труда в жизни
человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям
труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным

Выражающий установку на здоровый
образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированный режим занятий и
отдыха,
регулярную
физическую
активность).
Проявляющий
неприятие
вредных
привычек
(курения,
употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных
форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и
психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и
эмоциональное состояние (своё и других
людей),
стремящийся
управлять
собственным эмоциональным состоянием.
Способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям,
стрессовым ситуациям.

общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной
среде.
Выражающий на практике установку на
здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и
отдыха,
регулярную
физическую
активность), стремление к физическому
совершенствованию,
соблюдающий
и
пропагандирующий
безопасный
и
здоровый образ жизни.
Проявляющий
сознательное
и
обоснованное
неприятие
вредных
привычек
(курения,
употребления
алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в
обществе и цифровой среде, понимание их
вреда для физического и психического
здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии
своего
состояния
(физического,
эмоционального,
психологического),
состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления
своим
эмоциональным
состоянием,
развивающий способности адаптироваться
к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся
условиям (социальным, информационным,
природным).
Уважающий труд, результаты своего
Уважающий труд, результаты труда,
труда, труда других людей.
трудовые и профессиональные достижения
Проявляющий интерес к практическому своих земляков, их вклад в развитие своего
изучению профессий и труда различного поселения,
края,
страны,
трудовые
рода, в том числе на основе применения достижения российского народа.
предметных знаний.
Проявляющий
способность
к

профессиям.
Сознающий
важность
трудолюбия,
Участвующий в различных видах обучения труду, накопления навыков
доступного по возрасту труда, трудовой трудовой деятельности на протяжении
деятельности.
жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических
трудовых
дел,
задач
(в
семье,
общеобразовательной организации, своей
местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному
выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.

Экологическое

творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту
социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской
деятельности
в
условиях самозанятости или наёмного
труда.
Участвующий в социально значимой
трудовой деятельности разного вида в
семье, общеобразовательной организации,
своей
местности,
в
том
числе
оплачиваемом труде в каникулярные
периоды,
с
учётом
соблюдения
законодательства.
Выражающий осознанную готовность к
получению
профессионального
образования, к непрерывному образованию
в течение жизни как условию успешной
профессиональной
и
общественной
деятельности.
Понимающий
специфику трудовой
деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом
обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор
сферы
трудовой,
профессиональной
деятельности в российском обществе с
учётом
личных
жизненных
планов,
потребностей своей семьи, общества.
Понимающий
ценность
природы,
Понимающий значение и глобальный
Демонстрирующий
в
поведении
зависимость жизни людей от природы, характер экологических проблем, путей их сформированность
экологической
влияние людей на природу, окружающую решения, значение экологической культуры культуры на основе понимания влияния
среду.
человека, общества.
социально-экономических процессов на
Проявляющий любовь и бережное
Сознающий свою ответственность как природу, в том числе на глобальном

отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно
живым существам.
Выражающий готовность в своей
деятельности
придерживаться
экологических норм.

Ценности научного
познания

Выражающий познавательные интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий
первоначальными
представлениями
о
природных
и
социальных
объектах,
многообразии
объектов и явлений природы, связи живой
и неживой природы, о науке, научном
знании.
Имеющий
первоначальные
навыки
наблюдений, систематизации и осмысления
опыта
в
естественнонаучной
и
гуманитарной областях знания.

гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред.
Выражающий
активное
неприятие
действий, приносящих вред природе.
Ориентированный
на
применение
знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны
природы, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
Участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Выражающий познавательные интересы
в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный в деятельности на
научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и
социальной средой.
Развивающий навыки использования
различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская
культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений,
накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной
и
гуманитарной
областях познания, исследовательской
деятельности.

уровне, ответственность за действия в
природной среде.
Выражающий деятельное неприятие
действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и
социальных
наук
для
разумного,
бережливого природопользования в быту,
общественном пространстве.
Имеющий
и
развивающий
опыт
экологически
направленной,
природоохранной,
ресурсосберегающей
деятельности,
участвующий
в
его
приобретении другими людьми
Деятельно выражающий познавательные
интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей,
достижений.
Обладающий
представлением
о
современной научной картине мира,
достижениях
науки
и
техники,
аргументированно
выражающий
понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его
безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий
навыки
критического мышления, определения
достоверной научной информации и
критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки
наблюдения, накопления и систематизации
фактов,
осмысления
опыта
в
естественнонаучной
и
гуманитарной
областях познания, исследовательской
деятельности.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Уклад общеобразовательной организации
МБОУ «Приветненская СОШ» находиться в Выборгском районе, Ленинградской
области, школа начала функционировать с 1 сентября 1986 года. Органами управления в
МБОУ «Приветненская СОШ» являются педагогический совет. По инициативе родителей
(законных представителей) созданы: совет школьного ученического самоуправления и
родительский совет. Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне
всех участников образовательного процесса.
Воспитательная система МБОУ «Приветненская СОШ» складывается:
- из реализации программ воспитания области и района;
- из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов
дополнительного образования;
- из системы дополнительного образования и внеурочной деятельности;
- на основе преемственной связи между детским садом и школой.
Программа воспитания предусматривает формирование нравственного уклада
школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды
развития

обучающихся

и

включающую

игровую,

познавательную,

спортивно-

оздоровительную, социально значимую и другую деятельность школьников 1-11 классов.
Процесс воспитания в МБОУ «Приветненская СОШ» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

соблюдения

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
конфиденциальности

информации

о

ребенке

и

семье,

приоритета

безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;


ориентир на создание в образовательной организации психологически

комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;


реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе

детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;


организация основных совместных дел школьников и педагогов как

предмета совместной заботы и взрослых, и детей;



системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия

его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:

ключевые

стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
общешкольные

дела,

через

которые

осуществляется

интеграция

воспитательных усилий педагогов;


важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для

воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ
их результатов;


в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка

увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);


в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между

классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;


педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках

школьных классов, кружков и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

реализующий

ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
по

отношению

к

детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
С сентября 2020 года началась реализация федерального проекта «Цифровая
образовательная среда» национального проекта «Образование». Систему подготовки
педагогических кадров осуществляет ГАОУ ДПО "Ленинградский областной институт
развития образования".
В культурно – досуговом социуме школа взаимодействует с учреждениями
дополнительного образования: ГБУ ДО "Центр "Ладога", МБОУ ДО "Дворец творчества".

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
2.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в
единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь
школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к
набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в МБОУ «Приветненская СОШ» используются следующие формы
работы:
На внешкольном уровне:

 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками

и

педагогами

комплексы

дел

(благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума;

 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих («Папа, мама, я – спортивная семья», праздник «День
здоровья», соревнования «Веселые старты», фестиваль ГТО, спортивные соревнования и
первенства школы);

 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям (акции: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», сбор
макулатуры; праздники: « «День Учителя», «День матери», «Новый год», «8 марта», и
другие, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих).

На школьном уровне:

 общешкольные

праздники

–

ежегодно

проводимые

творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми
для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы
МБОУ «Приветненская СОШ» («День знаний», «Новый год», «День полного снятия
Блокады», «День защитника Отечества», «День Победы», «Последний звонок»,
«Выпускной» и другие).



церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за

активное участие в жизни, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности
детей,

развитию

позитивных

межличностных

отношений

между

педагогами

и

воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу(Школьные
линейки).
На уровне классов:



выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы

дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;



участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;



проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных

ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:



вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела МБОУ

«Приветненская СОШ» в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
постановщиков,

исполнителей,

ведущих,

декораторов,

музыкальных

редакторов,

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.);



индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков

подготовки, проведения и анализа ключевых дел;



наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и

анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;



при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с

ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать

хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.2.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:

 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.



проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного

общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности

ребенка,

поддержки

активной

позиции

каждого

ребенка

в

беседе,

предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Это могут быть
тематические классные часы, беседы (согласно плану классного руководителя),
посвящённые юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе,
стране, способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического
вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые, способствующие
сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации;
проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе,
позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к подготовкой
класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного
поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей

 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые

классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.



выработка совместно со школьниками законов (правил) класса, помогающих

детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в МБОУ
«Приветненская СОШ».
Индивидуальная работа с учащимися:



изучение особенностей личностного развития учащихся класса через

наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя

с родителями школьников, с преподающими в его классе

учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.



поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем

(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.



индивидуальная

работа

со

школьниками

класса,

направленная

на

заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные,

творческие,

спортивные,

личностные

достижения,

но

и

в

ходе

индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года
планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.



работа с одаренными детьми, учениками, состоящими на всех видах учёта

«группе риска», детьми-инвалидами и ОВЗ;



коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями

или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:



регулярные

консультации

классного

руководителя

с

учителями-

предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;



проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных

проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;



привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих

педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;



работа школьного МО классных руководителей, совещания при директоре,

совета по правовому обучению и воспитанию-по плану;



привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для

объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:



регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах

их детей, о жизни класса в целом;



помощь родителям школьников или их законным представителям в

регулировании отношений между ними, администрацией МБОУ «Приветненская СОШ»
и учителями-предметниками;



организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения

наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;



создание

и

организация

работы

родительских

комитетов

классов,

участвующих в управлении МБОУ «Приветненская СОШ» и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;



привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел



организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,

класса;

направленных на сплочение семьи и школы.
2.2. 3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание

на

занятиях

школьных

осуществляется преимущественно через:

курсов

внеурочной

деятельности

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность.
Занятия внеурочной деятельности по реализации помощи и развитии предметных
знаний по русскому языку и математике, а так же кружки дополнительного образования
детей «Информатика», «Совершенствуй свой английский» направленные на передачу
школьникам

социально

значимых

знаний,

развивающие

их

любознательность,

позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество.
«Радуга», «Театральная студия» - курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные
на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение.
«Билет в будущее» «#Вызов_принят», направленн на развитие коммуникативных
компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать
и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
Трудовая деятельность.

«Рукодельница» - курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду. .
Для эффективной организации профориентации в 8-11 классах, введены занятия
на основе

всероссийских проектов, направленных на предоставление помощи

в

самоопределении и социальной адаптации обучающимся, расширения знакомства с
рабочими профессиями.
2.2.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация

школьными

педагогами

воспитательного

потенциала

урока

предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на

уроке общепринятые нормы

поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через

демонстрацию

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение

на

уроке

интерактивных

форм

работы

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию

учащихся:
школьников;

дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных

отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст

школьникам

возможность

приобрести

навык

самостоятельного

решения

теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного

отношения

к

чужим

идеям,

оформленным

в

работах

других

исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
o

организация предметных образовательных событий (проведение предметных

декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности,
инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих
способностей

обучающихся

с

разными

образовательными

потребностями

и

индивидуальными возможностями;
o

проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок

- деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя
игра», викторины, игра «Что? Где? Когда?», литературные композиции, конкурс газет и
рисунков, экскурсия и др.);
o
через

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

демонстрацию

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
o
обучения,

применение на уроке ИКТ и дистанционных образовательных технологий
обеспечивающих

современные

активности

обучающихся

(программы-

тренажёры, тесты, зачёты в электронных приложениях, мультимедийные презентации,
научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции,
онлайн-конференции и др.), а интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников;
o

использование во время урока различные виды дискуссий (дебаты, аквариум,

упражнение Джеффа, вертушка, ролевой диалог и т.р.), которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, а также использовать

специальные приёмы активизации дискуссии (уточняющие вопросы, демонстрация
непонимания, нет-стратегия, парафраз и т.п.);
o

ведение на уроке групповой работы или работы в парах, которые

учат

школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
2.2.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях

инициативность,

самостоятельность,

ответственность,

трудолюбие,

чувство

собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:

 через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

 через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;

 через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);

 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в
школе.



через деятельность временных творческих советов дела, отвечающих

за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций, в
том числе традиционных: выходов отряда ЮИД, мероприятий ко Дню солидарности
в борьбе с терроризмом, к Дню Учителя, к Дню матери и других;



через организацию общественно полезных дел, дающих детям

возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в
себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,
слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями
социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве
территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на
прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и
кустарниками, благоустройство клумб) и другие;


идею

через рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие

популяризации

деятельности

детского

общественного

объединения,

привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т.п.);



через работу школьного медиацентра;

На уровне классов:

 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;

 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих
дел, штаб работы с младшими ребятами);

 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:

 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;

 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.

2.2.7. Модуль «Профориентация»
Совместная

деятельность

педагогов

и

школьников

по

направлению

«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику

и

консультирование

по

проблемам

профориентации,

организацию

профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка
– подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.

Создавая

профориентационно

формирующие

готовность

школьника

к

значимые

выбору,

проблемные

педагог

ситуации,

актуализирует

его

профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:



циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку

школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;



профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение

кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;



экскурсии на предприятия Ленинградской области и г. Санкт-Петербург,

дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях
работы людей, представляющих эти профессии;



посещение

профориентационных

выставок,

ярмарок

профессий,

тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;


выбору

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
профессий,

прохождение

онлайн

прохождение
курсов

по

профориентационного
интересующим

онлайн-тестирования,

профессиям

и

направлениям

образования;



участие в работе всероссийских профориентационных проектов «Неделя

без турникетов», а также в рамках нацпроектов «Билет в бедующее» «Финансовая
грамотность», «ПреКТОриЯ», «Профитур» и других созданных в сети интернет:

просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков;



сотрудничество с ГАОУ ДО ЛО "ЦОПП "Профстандарт": проведение

сотрудниками центра тестирования обучающихся с проведением последующих
индивидуальных

бесед,

составление

индивидуальных

карт,

проведение

профориентационных игр для старшеклассников;



индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей

по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

2.2.8. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств

распространения

коммуникативной

текстовой,

культуры

аудио

школьников,

и

видео

информации)

формирование

навыков

–

развитие

общения

и

сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный
потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:


разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и

консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную
газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления;

группа

школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
информационно-технической

поддержки

школьных

мероприятий,

осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников,
фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;


школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и

педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для школы вопросы;



освещение результативности участия в общешкольных ключевых делах

осуществляется в каждом классе через классный уголок;


совместное

(обучающиеся,

родители,

педагоги)

оформление

информационных стендов в школе и классах;


участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах

школьных медиа.
2.2.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ «Приветненская
СОШ», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на
ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
школы как:


оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,

рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников

на

учебные

и

внеучебные

занятия

(информационные

стенды

по

воспитательной работе, доп. образованию, профориентации, истории школы и др);

 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля,
знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов
об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
 благоустройство

классных

кабинетов,

осуществляемое

классными

руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить

свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.);


акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-

эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.

2.2.10. Модуль «Работа с родителями»
Работа

с

родителями

или

законными

представителями

школьников

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с
родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:



Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет МБОУ

«Приветненская СОШ», участвующие в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;



родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные

уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;



общешкольные

родительские

собрания,

происходящие

в

режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;



семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные

рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;


освещения

интернет-сайт школы и группы в социальных сетях (VK, Instagram) с целью
деятельности

МБОУ

«Приветненская

СОШ»

в

информационном

пространстве, привлечения внимания родителей к МБОУ «Приветненская СОШ»,
информационного продвижения

ценностей школы и

организации виртуальной

диалоговой площадки, на которой учителями и родителями могли бы открыто

обсуждаться интересующие родителей вопросы а также осуществляться виртуальные
консультации специалистов и педагогов.
На индивидуальном уровне:



работа

специалистов

по

запросу родителей

для

решения

острых

конфликтных ситуаций;



участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае

возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;



помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и

внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;



индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных

усилий педагогов и родителей.

2.2.11.Модуль «Детские общественные объединения»
В МБОУ «Приветненская СОШ» в рамках внеурочной деятедьности созданы и
действуют следующие объединения:
«Российское движение школьников» - это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое

формирование,

созданное

по

инициативе

детей

и

взрослых,

объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных
в Уставе Российского движения школьников. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. От 20.12.2017) «Об общественных объединениях»;
«Орлята России»- программа развития активности учеников начальных классов,
разработанная в рамках национального проекта «Образование»;
«Школа ЮИД» - движение проявляющее активное участие в пропаганде
правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждение нарушений ими
этих правил.
Школьный спортивный клуб - это общественное объединение учителей и
учащихся, способствующее развитию физической культуры, массового спорта, туризма в
школе. Работа ШСК строится в соответствии с
государственной

системы

физического

воспитания

Уставом ШСК, принципами
при

широкой

поддержке

общественности.
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:



организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность

получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на
помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;


организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность

получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на
помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как
внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать
других;


рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею

популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него
новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);


поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,

формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности
к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой
символики детского объединения: детско-юношеское объединения).
2.2.12. Модуль «Профилактика социально-негативных явлений»
Проблема

правового

воспитания

обучающихся

остаётся

актуальной

в

современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных
ориентаций

человека.

Деятельность

в

рамках

данного

модуля

направлена

на

профилактику социально-негативных явлений в школьной среде.
Цель профилактической работы МАОУ «Приветненской СОШ» – создание
условий для позитивной социализации обучающихся, предотвращения социальнонегативных явлений, повышение уровня общей и правовой культуры обучающихся.
Направления (содержательные) профилактики
–

профилактика

зависимого

поведения

(химической

и

нехимической

зависимости);
– профилактика правонарушений и безнадзорности, в том числе экстремистских
проявлений;
–

профилактика

аутодеструктивного,

суицидального

поведения

несовершеннолетних;
– развитие навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (на
воде, вблизи железной дороги, общественном транспорте);

– проведение мероприятий по предупреждению травматизма обучающихся, в том
числе детского дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности.
Внешкольный уровень:
организация участия в проекте социвльно-психологического тестирования по
Выборгскому

р-ну,

профилактических

программах

учреждений

дополнительного

образования;
участие в проведении межведомственных комплексных профилактических
мероприятиях и акциях Всероссийского, областного и муниципального уровней;
На уровне школы:
- выявление и сопровождение детей «группы риска», несовершеннолетних с
проблемами в развитии, обучении и адаптации, в социально опасном положении
(диагностика психологическая, педагогическая, социальнопедагогическая);
- организация работы Совета профилактики, организация работы школьной
службы медиации;
- проведение правовых игр, организация работы правовой онлайн школы для
подростков;
На уровне класса:
- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
- психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников
с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
- организация и участие в психологических тренингах, проведение классных
часов;
- разработка и реализация проектов по пропаганде ЗОЖ и негативному
отношению к немедицинскому употреблению ПАВ;
- мотивация учащихся к участию в психологических, правовых, спортивных
проектах РДШ.
На индивидуальном уровне:
- изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их
поведения;
- индивидуальные консультации психолога по проблемам подростка
- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками
- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию
социальных проектов
- вовлечение в добровольчество в сфере пропаганды ЗОЖ

- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью
организации занятости в свободное время.
2.2.13. Модуль «Социальное партнерство»

МБОУ «Приветненская СОШ» взаимодействует с

такими организациями как

МБОУ ДО «Дворец творчества» ГБУ ДО "Центр "Ладога" ВА МТО «База №1», а так же
организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными
религиозными организациями народов России разделяющими в своей деятельности цель и
задачи воспитания, ценности и традиции уклада образовательного учреждения.
Реализация

воспитательного

потенциала

социального

партнерства

предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи,
тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические
праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
-

проведение

воспитательной

на

базе

направленности

организаций-партнеров
при

соблюдении

экскурсий,

требований

встреч,

акций

законодательства

Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми,
педагогами

с

организациями-партнерами

благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей,
преобразование
окружение.

окружающего

социума,

позитивное

воздействие

на

социальное

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Воспитательный

процесс

осуществляют

все

педагогические

работники

организации: директор школы, заместитель директора по учебной работе, заместитель
директора

по

воспитательной

работе,

педагог-организатор,

учителя,

педагоги

дополнительного образования (внутренние и внешние совместители).
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения
реализации программы воспитания в МБОУ «Приветненская СОШ»включает:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования».
Основные локальные акты:
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования
МБОУ «Приветненская СОШ»;
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования
МБОУ «Приветненская СОШ»
- Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ
«Приветненская СОШ»;
- положение о классном руководстве;
- Рабочая программа воспитания МБОУ «Приветненская СОШ»;
- план работы на учебный год;
- календарный учебный график;

- локальные акты по разработке, утверждению и внедрению рабочей программы
воспитания.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями

Образовательная система МБОУ «Приветненская СОШ» работает с детьми
независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечивает ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
Школа реализуюет такие социокультурные ценности, как забота, принятие,
взаимоуважение,

взаимопомощь,

ответственность для

совместность,

сопричастность,

социальная

каждого обучающегося. Эти ценности разделяются

всеми

участниками образовательных отношений.
В работе с особыми категориями детей используются:
На уровне воспитывающей среды:
- во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения
каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
- рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации
уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ.
На уровне общности:
- формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества,
приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогами.
- детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются
на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей:
- педагогическое

проектирование совместной деятельности в классе, в

разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы,
отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации

развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса,
школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и
уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с
окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
 формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;


построение

воспитательной

деятельности

с

учетом

индивидуальных

особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
 активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к
воспитанию обучающихся с ОВЗ;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в
развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности;
 индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении,

проведение

награждений

в

присутствии

значительного

числа

обучающихся);
 соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации,

качеству

воспитывающей

среды,

символике

общеобразовательной

организации;
 прозрачности

правил

поощрения

(наличие

положения

о

награждениях,

неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);

 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания
индивидуальных
индивидуальную

индивидуального
и

коллективных

и

и

коллективного
наград

коллективную

даёт

активность

поощрения

(использование

возможность

стимулировать

обучающихся,

преодолевать

межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих

обучающихся,

их

представителей

(с

учётом

наличия

ученического

самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности индивидуальные и групповые портфолио. Портфолио может
включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в
деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ
и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно
ведение портфолио класса.
3.5 Анализ воспитательного процесса.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ

воспитательной работы в школе, являются:
-

принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса могут быть следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными

руководителями,

активом

старшеклассников

и

родителями,

хорошо

знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами,

лидерами

ученического

самоуправления,

при

необходимости

–

их

анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с :
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».