Программа профилактики учебной неуспешности 22-25

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете школы
Протокол № 3
«08» ноября 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Приветненская СОШ»
Приказ 171-од от «08» ноября 2022г.

Программа
профилактики учебной неуспешности обучающихся
МБОУ «Приветненская СОШ»
на 2022 – 2025 гг.

2022

I.

Паспорт программы
профилактики учебной неуспешности обучающихся
МБОУ «Приветненская СОШ»
Цель и задачи:

Цель:
Разработать и внедрить систему профилактики учебной неуспешности
обучающихся за счет повышения уровня профессионального мастерства
педагогов, внедрения современных технологий обучения, обеспечения
индивидуализации образовательного процесса, вовлечения родителей в обучение
и воспитание детей, способствующую ежегодному снижению доли учеников с
рисками школьной неуспешности на 3-5% к концу 2025 года.
Задачи:
1. Обеспечить повышение профессиональных компетенций педагогических
работников школы по вопросам организации образовательной деятельности со
слабоуспевающими и неуспевающими учениками, в т. ч. с детьми с особыми
образовательными потребностями, средствами формального, неформального,
информального образования.
2. Обеспечить внедрение в образовательный процесс педагогических технологий,
форм, методов обучения для преодоления низких образовательных результатов и
повышения мотивации обучающихся через развитие профессиональных
обучающихся сообществ педагогов в ОО.
3. Обеспечить 100% включенность педагогов и специалистов общеобразовательной
организации в работу по профилактике рисков учебной неуспешности
обучающихся.
4. Сформировать банк информационных и методических ресурсов (в том числе
электронных),
успешных
педагогических
практик
по
работе
со
слабоуспевающими учениками // с детьми с особыми образовательными
потребностями и организовать обучающие мероприятия для педагогов по
использованию ресурсов банка.
5. Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса за счет разработки и
внедрения индивидуальных образовательных маршрутов // адресных
образовательных программ для слабоуспевающих и
неуспевающих
обучающихся, в т. ч. для детей с особыми образовательными потребностями на
всех уровнях образования, организации тьюторского сопровождения
обучающихся для ликвидации учебных дефицитов.
6. Разработать и внедрить алгоритм по выявлению и организации сопровождения
учеников, испытывающих трудности в обучении с обязательным привлечением к
его реализации специалистов психологопедагогических служб, в том числе
используя внешние ресурсы.
7. Внедрить систему наставничества (учитель-учитель, учитель-ученик, ученикученик) в работу со слабоуспевающими учениками и обучающимися,
испытывающими затруднения в обучении.
8. Расширить систему сетевого взаимодействия по организации дополнительного
образования для детей с особыми образовательными потребностями.
9. Организовать мероприятия для родителей (законных представителей) по

вовлечению их в деятельность, направленную на профилактику учебной
неуспешности обучающихся.
10. Обеспечить

повышение уровня качества школьной образовательной и
воспитательной среды, способствующей созданию атмосферы эмоционального
принятия, психологического комфорта обучающихся в школе, снижающей чувства
беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
II.

Целевые показатели:
Индикатор
Текущее
значение

Планируемые значения (с накопительным
эффектом)
2023
2024
2025

По направлению: «Повышение профессионального мастерства педагогических работников и
руководителей ОО по вопросам организации образовательной деятельности со слабоуспевающими
и неуспевающими учениками, в т. ч. с детьми с особыми образовательными потребностями»
(задачи 1-4)
50%
25%
25%
100%
Доля педагогических работников,
прошедших адресное обучение по
вопросам организации
образовательной деятельности со
слабоуспевающими и
неуспевающими учениками, в т. ч. с детьми
с особыми образовательными
потребностями
50%
65%
не менее 75%
Доля
педагогических
работников, 30%
включенных по технологии LS (и/или в
деятельность в педагогические команды
других профессиональных обучающихся
сообществ педагогов)
Доля
педагогических
работников 40%
30%
30%
100%
включенных в работу по профилактике
рисков учебной неуспешности обучающихся
65%
70%
не менее 80%
Доля
педагогических
работников, 30%
представивших свои практики по работе со
слабоуспевающими учениками // с детьми с
особыми образовательными потребностями,
включенные
в
банк
информационных и методических ресурсов
(в том числе электронных).
25%
25%
100%
Доля
педагогических
работников, 50%
применяющих
в
образовательной
деятельности технологии, формы, методы
обучения
для
преодоления
низких
образовательных результатов и повышения
мотивации обучающихся (в т. ч. практик
ЕМД)

30%
35%
35%
100%
Доля педагогических работников,
использующих информационную
образовательную среду и электронные
(цифровые) ресурсы (цифровые платформы
«Сферум», «Моя школа», РЭШ, Онлайнплатформа «Цифровой образовательный
контент») в работе с обучающимися,
испытывающими затруднения в обучении
25%
25%
100%
Доля
педагогических
работников, 50%
внедряющих технологии
и
практики
ЕМД
в
образовательную
деятельность
25%
25%
100%
Доля
педагогических
работников, 50%
внедряющих эффективные инструменты
формирующего
оценивания
По направлению: «Индивидуализация образовательного процесса» (задачи 5-8)
30%
55%
65%
не менее 75%
Доля
слабоуспевающих и
неуспевающих обучающихся (от числа
слабоуспевающих и неуспевающих)
охваченных тьюторским сопровождением
50%
25%
25%
100%
Доля слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся (от числа слабоуспевающих и
неуспевающих) для которых разработаны и
реализованы индивидуальные
образовательные маршруты
на 10%
Снижение доли обучающихся, в отношении
ежегодно
которых имеется расхождение
средневзвешенного балла по результатам
внешних оценочных процедур
и
средневзвешенного балла по результатам
текущего и промежуточного оценивания
50%
25%
25%
100%
Доля слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся (от числа слабоуспевающих и
неуспевающих), посещающих
дополнительные занятия с целью
ликвидации отставания по учебной
программе
45%
55%
65%
не менее 75%
Доля слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся (от числа слабоуспевающих и
неуспевающих), охваченных
дополнительным образованием, в том числе
в рамках сетевого взаимодействия
5%
10%
15%
не менее 25%
Доля образовательных программ (рабочих
учебных,
внеурочной
деятельности,
дополнительного
образования),
реализующихся в сетевой форме с
использованием оборудования партнеров
сети

Наличие действующих наставнических пар
по форме «учитель-ученик»

0
1

1

2
3

не менее
7

5

Наличие действующих наставнических пар
по форме «ученик-ученик», в том числе с
участием ассистента учителя
Наличие заключённых соглашений со
сторонними организациями по сетевому
взаимодействию
Наличие банка данных о детях 7 «группы
риска» .

0

1

Ежегодное обновление
10%
20%

не менее 3

2

30%

не менее 3

50%

Доля утвержденных программ ВУД в
поддержку учебных предметов (русский
язык, математика, обществознание, история,
физика) в общей численности программ /
курсов внеурочной деятельности.
Наличие
утвержденных
программ
дополнительного
образования
по
формированию
функциональной
грамотности обучающихся.
Количество протоколов заседаний органов
общественного управления (педсовет, совет
по качеству, совет по профилактике, ШМО
и др.), в которых обсуждались вопросы
реализации
Технологических карт педагогической
программы работы со слабоуспевающими и
неуспевающими учащимися
Наличие алгоритма по выявлению и
организации
сопровождения
учеников,
испытывающих
трудности в обучении

0

1

2

не менее 3

1

3

5

Не менее
7

имеется

имеется

Направление «Работа с родителями» (задача 9)
50%
75%
Доля
родительской
общественности, 30%
вовлеченной в деятельность, направленную
на профилактику учебной неуспешности
обучающихся от общего числа родителей
(законных представителей)
65%
70%
Доля
родительской
общественности,50%
удовлетворенной
организацией работы
в школе профилактики рисков учебной
неуспешности обучающихся8.
25%
50%
75%
Доля реализованных ИОМ для детей,
испытывающих затруднения в обучении,
согласованных с родителями (законными
представителями) обучающихся

имеется

100%

75%

100%

50%
75%
90%
100%
Доля педагогических работников, активно
осуществляющих обратную связь с
родителями (законными представителями),
предоставляющих им информацию по
учебной успешности/неуспешности
обучающихся по различным каналам
коммуникации (в чатах мессенджеров, в
дневнике.ру и др.)
1
Не менее 2
Не менее 3
Не менее 5
Количество мероприятий для родителей
(законных представителей) по вовлечению в
профилактику учебной неуспешности по
уровням образования (НОО, ООО)
Направление: «Создание благоприятного климата в ОО (в т. ч. с обязательным привлечением
специалистов ППС») (задача 10)
10 %
15%
25%
50%
Доля
помещений
школы,
преобразованных
в
предметнообразовательную
среду
от
общего
количества помещений школы (в том числе
с проведением ремонта)
Доля учителей от общего количества
педагогов
школы,
эффективно
применяющих
мультимедийное
и
интерактивное оборудование,современные
информационные
ресурсы
в
образовательной деятельности
Наличие положительных отзывов об
улучшении
материально-технического
обеспечения
и
оснащенности
образовательного процесса со стороны
обучающихся, родителей, учредителя
Наличие локальных нормативных актов по
организации психологопедагогического
сопровождения участников
образовательных
отношений (Положения о совете по
профилактике, о школьном ППК, служба
школьной медиации (служба примирения);
договоров/соглашений о сетевом
взаимодействии с учреждениями,
оказывающими психологическую помощь
Наличие
психолого-педагогической
службы в ОО
Оснащение
IT-оборудованием
в
соответствии с требованиями Стандартов.

50 %

25%

25%

100%

имеется

имеется

имеется

имеется

имеется

имеется

имеется

имеется

имеется

Соответствует Соответствует Соответствует

III.

Методы сбора и обработки информации

С целью анализа реализации программы профилактики учебной неуспешности, достижения ее
целевых показателей, принятых управленческих решений методами сбора и обработки информации,
являются:
- использование данных федеральной и региональной информационных систем обеспечения
проведения ГИА обучающихся; федеральной информационной системы оценки качества
образования (ВПР, национальные и международные исследования качества образования);
- анализ результатов текущего оценивания образовательных достижений обучающихся на
различных этапах обучения по всем учебным предметам (в т. ч. результатов промежуточной
аттестации) с целью своевременного выявления затруднений и обеспечения индивидуализации
учебного процесса;
- проведение анкетирования, тестирования, собеседований/наблюдений с целью диагностики
индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с рисками учебной
неуспешности;
проведение
опросов/собеседований/анкетирования/наблюдений
обучающихся, родителей, педагогов, в т. ч. контекстный анализ информации по результатам
интервьюирования/собеседования с педагогами;
- посещение уроков / курсов ВУД / занятий в целях выявления объективности оценивания
обучающихся; оценки внедрения в образовательный процесс технологий, форм, методов
обучения для преодоления низких образовательных результатов и повышения мотивации
обучающихся;
- рассмотрение результатов реализации программы (в том числе в форме статистики) на
совещании при директоре (не менее двух раз в год), на педагогических советах согласно планам
их проведения с фиксированием в протоколах и форме мониторинга реализации программы

IV.

Сроки реализации программы

Текущий учебный год с последующей ежегодной пролонгацией программы

V.

Меры/ мероприятия по достижению цели и задач

Мероприятия по направлению «Повышение профессионального мастерства педагогических
работников и руководителей ОО по вопросам организации образовательной деятельности с
учениками, испытывающими затруднения в обучении, в т. ч. с детьми с особыми
образовательными потребностями».
В рамках данного направления организация повышения квалификации педагогических работников
средствами формального, неформального, информального образования, включая диагностику
профессиональных дефицитов педагогов и выстраивание индивидуальных программ их
профессионального развития. Организация внутриучрежденческого внедрения моделей
наставничества «педагог-педагог». Организация деятельности профессиональных сообществ
обучения педагогов, в рамках которых осуществляется взаимодействие коллег между собой,
которое может иметь вертикальный (наставничество, стажировки),
горизонтальный
(взаимообучение по кураторской методике и технологии Lesson Study) характер
Создание информационно-образовательной среды педагогического мастерства.
Организация мероприятий, направленных на выявление и тиражирование успешных практик по
снижению рисков учебной неуспешности обучающихся: деятельность в постоянном режиме
(последний четверг каждого месяца) в форме методических семинаров.

Мероприятия по направлению «Индивидуализация образовательного процесса».
Разработка / корректировка / приведение в соответствие локальных нормативных актов ОО,
обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса (положения об ИОМ, ИУП,
регламенты работы; образцы (шаблоны) документации педагога, классного руководителя
(технологические карты педагога, алгоритм работы с неуспевающими, журналы коррекционной
работы, листы продвижения и т. п.). Разработка и внедрение ИОМ для слабоуспевающих,
неуспевающих, детей с особыми образовательными потребностями3. Внедрение технологий
тьюторского сопровождения обучающихся, испытывающих затруднения в обучении.
Внедрение моделей наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик». Разработка программ ВУД
в поддержку учебных предметов / по работе над типичными ошибками; дополнительных
общеобразовательных программ по формированию функциональной грамотности и т. д. Внедрение
в образовательную деятельность практик ЕМД технологий формирующего оценивания,
развивающего обучения, сотрудничества, ТРИЗ и т. д.
Мероприятия по направлению «Работа с родителями». В рамках данного направления
организация просветительской работы с родителями по различным тематикам (законных
представителей)
обучающихся
—
встречи,
собрания,
совещания,
консультации
(индивидуальные/групповые), медиапроекты, рекомендации, памятки, буклеты. Организация
«школа помощи родителям». Обеспечение доступности и открытости (прозрачности) информации:
стенды, баннеры, вкладки на сайтах реклама, информирование о реализуемых образовательных
программах; актуальное обновление информационной среды в МБОУ «Приветненская СОШ»
(стенды, зоны по видам функциональной грамотности, и др.). Проведение совместных
социокультурных событий для родителей и детей / реализация социальных проектов.
Мероприятия по направлению «Создания благоприятного климата в МБОУ «Приветненская
СОШ».

В рамках данного направления необходимо обеспечить участие специалистов психологопедагогических служб (в т. ч. через сетевое взаимодействие) по оказанию психологической
поддержки обучающихся с трудностями в обучении. Предусмотреть мероприятия, направленные на
преобразование пространства учебных классов для групповой работы, интерактивных форм
обучения за счет расстановки мебели и оборудования; активного вовлечения педагогов к
использованию современного учебного оборудования. Обеспечить выбор учебных кабинетов для
проведения учебных занятий в форме парной, групповой работы и определить логистику их
использования. Введение в школе логистики пользования компьютерными классами, учебными
кабинетами с мультимедиа-оборудованием. Проведение обучения учителей с низкими уровнем
владения ИКТ (IT- компетенциями), составление графика использования оборудования для всех
учителей школы. Зонирование школьного пространства (преобразование школьных коридоров по
видам функциональной грамотности).

VI.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Обеспечено 100% достижение целевых показателей программы.
2. Снижается доля обучающихся, испытывающих затруднения в обучении (обеспечено

ежегодное снижение не менее чем на 5%).
3. Обеспечена 100% объективность проведения процедур оценки качества образования в ОО, в

т. ч. результатов текущего и промежуточного оценивания образовательных достижений
обучающихся.
4. Снижение доли обучающихся, в отношении которых отсутствует расхождение результатов
независимой оценки качества подготовки обучающихся, оценочных процедур федерального
и регионального уровня и оценки за учебный период.
5. 100% педагогических работников охвачены системой повышения профессиональной
квалификации в рамках формального, информального, неформального образования.
6. Обеспечено целевое распространение успешных педагогических практик по профилактике

учебной неуспешности через организацию системы методических мероприятий, практики
педагогов школы по преодолению рисков
учебной неуспешности
представляются
на муниципальном/региональном уровнях.
7. Организована деятельность профессиональных обучающихся сообществ педагогов (не менее
3-х групп), реализована модель наставничества «учитель-учитель» (обеспечено
взаимодействие не менее 5 наставнических пар).
8. Обеспечено 100% включенность педагогов в работу по профилактике рисков учебной
неуспешности обучающихся.
9. Не менее 90% педагогов русского языка, математики, физики, химии, биологии, истории и
обществознания применяют методические рекомендации ФИПИ; не менее 50% педагогов
применяют ресурсы цифровых платформ «Сферум» «Моя школа», РЭШ в образовательной
деятельности; 100% педагогов применяют практики ЕМД для преодоления низких
образовательных результатов и повышения мотивации обучающихся, что подтверждается
результатами посещения учебных занятий в рамках ВСОКО.
10.
Создан и внедряется банк методических материалов по применению технологий
тьюторства и индивидуализации образования; разработан кейс эффективных инструментов
формирующего оценивания, проблемного обучения, разработан и внедрен алгоритм выявления
и организации сопровождения учеников, испытывающих трудности в обучении.
11.
Разработаны ИОМ для 100% слабоуспевающих обучающихся на уровне ООО, не
менее пяти адресных программ для обучающихся, испытывающих затруднения в обучении на
уровне НОО.
12.
Разработаны и утверждены программы дополнительного образования по
формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся (не менее 3-х), увеличилась
доля слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся, охваченных дополнительным
образованием.
13.
Разработаны и утверждены программы ВУД в поддержку учебных предметов (не
менее пяти по каждому уровню образования) и обеспечено 100% вовлечение обучающихся,
испытывающих трудности в обучении в освоение данных курсов ВУД.
14.
Обеспечено тьюторское сопровождение не менее 50% учеников, испытывающих
трудности в обучении.
15.
Организовано взаимодействие не менее 5 пар наставничества по форме «учительученик» и 5 пар по форме «ученик-ученик».
16.
Привлечены дополнительные ресурсы для реализации образовательных программ за
счет организации сетевого взаимодействия (с общеобразовательными учреждениями МР,
Центрами образования гуманитарного и цифрового профилей, а также естественнонаучной и
технологической направленностей «Точка роста»); заключено не менее пяти соглашений о
сотрудничестве.
17.
Организованы мероприятия для родителей (законных представителей) по вовлечению
их в деятельность, направленную на профилактику учебной неуспешности обучающихся;
увеличилась доля родителей, вовлеченных в мероприятия, направленные на профилактику
учебной неуспешности обучающихся.
18.
Укомплектован штат психолого-педагогической службы ОО.
19.
Создана информационно-образовательная среда на базе сайта школы.
20.
Наблюдается положительная динамика увеличения количества современного
оборудования в школе, 100% педагогов применяют компьютерное, мультимедийное
оборудование и актуальные информационные / методические / цифровые ресурсы, что
подтверждается результатами посещения учебных занятий в рамках ВСОКО; выстроена
логистика по школе.
21.
Созданы зоны по всем видам функциональной грамотности; созданы кабинеты для
парной и групповой работы.
22.
Увеличивается доля учебных практических занятий от общего их числа, проводимых
на современном оборудовании в рамках сетевого обучения.
VII. Исполнители

Для управления реализацией данной программы создана рабочая группа, в
состав которой входят:
- администрация школы;
- педагогический коллектив;
- обучающиеся;
- родители (законные представители).

VIII. План реализации программы профилактики учебной неуспешности
№

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1. «Повышение профессионального мастерства педагогических работников
и руководителей ОО в части работы с отстающими».
1

Участие педагогов в методических
вебинарах по преодолению рисков
учебной неуспешности,
организованных ФИС ОКО и
„ИРООО”

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

2

Организация и проведение
круглого стола „Как повысить
качество знаний учащихся с
рисками учебной неуспешности”

До 18 ноября 2022

заместитель
директора по УВР

3

«Организация педагогических
команд по технологии LS».

До 23 декабря 2022

заместитель
директора по УВР

4

Организация повышения
квалификации педагогов
средствами формального,
неформального, информального
образования

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

5

Диагностика профессиональных
дефицитов педагогов

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

6

Организация работы над ИППР

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР,
руководители ШМО
начальных классов

7

Создание информационнообразовательной среды
педагогического мастерства

В течение периода
реализации
программы

Директор

8

Организация внутришкольного
внедрения модели наставничества
«педагог-педагог»

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

9

Организация методических
семинаров. Тиражирование
успешных практик.

каждый последний
понедельник
месяца

заместитель
директора по УВР,
руководители ШМО
начальных классов и
годичной команды:

2. «Индивидуализация образовательного процесса»
Приведение
в
соответствие
локальных нормативных актов
Разработка и внедрение ИОМ для
слабоуспевающих, неуспевающих,
детей с особыми образовательными
потребностями.
Внедрение технологий тьюторского
сопровождения
обучающихся,
испытывающих
затруднения в
обучении.

1
2

3

Ноябрь 2022

Директор

В течение периода
реализации
программы

Учителя-предметники

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР,
руководители ШМО
начальных классов и
годичной команды:

4

Внедрение моделей наставничества В течение периода
«ученик-ученик»,
«учитель- реализации
ученик».
программы

Директор

5

Разработка программ ВУД в
поддержку учебных предметов / по
работе над типичными ошибками

В течение периода
реализации
программы

Учителя-предметники

6

Разработка дополнительных
общеобразовательных программ по
формированию функциональной
грамотности и т. д.

В течение периода
реализации
программы

Учителя-предметники

7

Внедрение в образовательную
деятельность практик ЕМД;
технологий формирующего
оценивания, развивающего
обучения, сотрудничества, ТРИЗ и
т. д.

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

3.

«Создание благоприятного климата в ОО (в т. ч. с участием специалистов
психолого-педагогической службы)»

1

Обеспечить участие специалистов В течение периода
психолого-педагогических служб (в реализации
т. ч. через сетевое взаимодействие) программы
по
оказанию
психологической
поддержки
обучающихся
с
трудностями в обучении.

Директор

2

Преобразование пространства
учебных классов для групповой
работы, интерактивных форм
обучения

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

3

Вовлечение педагогов к
использованию современного
учебного оборудования.

В течение периода
реализации
программы

Директор

4

Обеспечить выбор учебных
кабинетов для проведения учебных
занятий в форме парной, групповой
работы и определить логистику их
использования.

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

5

Введение в школе логистики
пользования компьютерными
классами, учебными кабинетами с
мультимедиа-оборудованием.

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

6

Проведение обучения учителей с
низкими уровнем владения ИКТ
(IT- компетенциями).

В течение периода
реализации
программы

Технический
специалист_

7

Составление графика
использования оборудования для
всех учителей школы.

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по УВР

8

Зонирование школьного
пространства (преобразование
школьных коридоров по видам
функциональной грамотности).

В течение периода
реализации
программы

Директор

4.
1

«Работа с родителями».

Организация просветительской
работы с родителями

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по ВР,
руководитель ШМО
классных
руководителей,
классные
руководители

2

Организация «школы помощи
родителям».

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по ВР,
руководитель ШМО
классных
руководителей,
классные
руководители

3

Обеспечение доступности и
открытости (прозрачности)
информации: стенды, баннеры,
вкладки на сайтах реклама,
информирование о реализуемых
образовательных программах;
актуальное обновление
информационной среды

В течение периода
реализации
программы

Директор

4

Проведение совместных
социокультурных событий для
родителей и детей / реализация
социальных проектов.

В течение периода
реализации
программы

заместитель
директора по ВР,
руководитель ШМО
классных
руководителей

Приложение 1

Функционально-содержательная модель профилактики учебной неуспешности
Субъект
профилак
тики
Директор

Направления деятельности

Средства

Организация взаимодействия
субъектов профилактики

Создание/организация условий проведения
индивидуальных занятий учителей с обучающимися,
испытывающими трудности в освоении основных
общеобразовательных программ

Заместите
ль
директора

Оценка теоретической
подготовки учителя.
Контроль над проведением
индивидуальных занятий с
неуспевающими учениками.
Повышение психологопедагогической
компетентности родителей и
педагогов.
Участие в заседании ППК
Учителяпредметн
ики

Классный
руководи
тель

Посещение уроков.
Организация обмена опытом педагогов.
Проведение собеседований с классными
руководителями по результатам работы с
обучающимися, испытывающими затруднения в
обучении.
Оказание консультативной помощи родителям
и педагогам.
Помощь в разработке ИОМ обучающегося.
Разработка памяток, рекомендаций для педагогов.
Посещение занятий с целью определения стиля
педагогического общения педагога (коммуникативных
приемов взаимодействия).
Проведение обучающих семинаров для педагогов и
родителей. Подготовка информации на ППК

Планирование и
осуществление на уроке
Планирование и проведение уроков с использованием
работы с неуспевающими
интерактивных методов и приемов, направленных на
обучающимися.
активизацию познавательного интереса обучающихся.
Проведение индивидуальных Подготовка информации о предметных результатах
занятий с обучающимися,
обучения обучающегося, испытывающего трудности в
испытывающими трудности в обучении, о проведенной с ним работе для ППК.
освоении основных
Развитие читательской грамотности.
общеобразовательных
Использование дифференцированного обучения.
программ
Использование формирующего оценивания
Осуществление контроля за
Ведение журнала посещаемости учебных предметов.
успеваемостью и
Разработка совместно с обучающимся (при
посещаемостью
необходимости и с привлечением родителей)
обучающимися,
индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
испытывающими трудности в Анализ промежуточных итогов реализации ОИМ,
освоении основных
представление результатов на заседании
общеобразовательных
методического объединения.
программ. Обследование
Помощь обучающемуся в реализации ИОМ:
жилищно-бытовых условий
организация консультаций, создание условий для
обучающихся, испытывающих работы с информационными ресурсами в стенах
трудности в освоении
школы.
основных
Оповещение родителей, заместителя директора о
общеобразовательных
посещаемости и успеваемости обучающихся,
программ. Участие в заседании испытывающих трудности в освоении основных
ППК
общеобразовательных программ.
Подготовка информации на ППК

Приложение 2
Этапы профилактики учебной неуспешности
Этап ы Заместитель
профил директора
актИКИ

Выяв
ление

Классный
Учительпредметник руководитель

Педагогпсихолог

Социальный
педагог

Учитель

логопед,
учительдефекто
лог
Анализ устных Проведение Анализ
Проведение Проведение Проведени
заявлений и
диагностик и успеваемости и углубленно й комплексного е
сигналов о
предметных посещаемости. психолого- обследования комплексн
выявленных
результате в Сбор
педагогическ социальноой
обучающихся с неуспевающ информации от ой
психологическ диагност
трудностями в их
учителейдиагностик и их условий
ИКИ
обучении. На обучающихс предметников. обучающихс жизнедеятель
основе
я.
Информирует: - я,
ности
предоставлен Информиров специалистов
испытывающ обучающегося
ной
ание
службы
их трудности
информации
заместителя психологов обучении
организация
директора о педагогического (при
работы ППК с результатах сопровождения согласии
целью
диагностики (педагогродителей).
определения
психолог,
Информиров
дальнейшей
учитель- логопед ание
стратегии
и пр.) о
заместителя
оказания
выявленных
директора о
помощи
обучающихся и результатах
обучающемуся
вероятных
диагностики
трудностях;
- родителей о
выявленных
проблемах и
необходимости
проведения
углубленной
психологопедагогической
диагностики с
обучающимися
специалистами
службы
психологопедагогического
сопровождения
Информирование
заместителя
директора о
результатах
работы по
выявлению

Засед
ание
психо
логопедаг
огиче
ского
коней
лиума

Определение
дальнейшей
стратегии
оказания
помощи
обучающемуся,
испытывающем
у трудности в
обучении

Реализа Посещение
ция
уроков с целью
зация контроля
прогр реализации
аммы решений
консилиума.
Организация
обмена опытом
педагогов.
Проведение
собеседовани й
с классными
руководителя
ми по
результатам
работы с
обучающимис
я, испытывающ
ими трудности
в обучении

Представлен Представление Представлен Представлени
ие результате результатов
ие результате е результатов
в диагностик анализа
в диагностик диагностики
ио
успеваемости и и
проведенной посещаемости
работе с
обучающегося,
обучающимс испытывающего
я,
трудности в
испытывающ обучении
им трудности
в обучении
Индивидуали Ведение журнала Оказание
Организация
зация
посещаемости. консультат летней работы
обучения в Разработка
ивной
и отдыха
соответств вместе с
помощи
обучающего
ИИ с
обучающимся
родителям и ся, испытываю
выявленны ИОМ,
педагогам. щего
ми
подведение
Посещение трудности в
затруднени итогов по
уроков с
обучении.
ЯМИ.
окончанию
целью
Вовлечение
определени я обучающего
Планирова четверти.
ние и
Помощь
стиля
ся в кружки и
проведение обучающемуся в педагогиче секции.
уроков с
реализации
ского
Посещение
использова индивидуально общения
уроков с
нием
го плана учебной педагога.
целью
интерактив деятельности.
Проведени е наблюдения за
ных методов. Уведомление
обучающих обучающимс
Развитие
родителей,
семинаров я.
читательск заместителя
для
Посещение
директора о
ой
педагогов и семьи
грамотност посещаемости и родителей
обучающего
успеваемости
и.
ся, испытываю
Использова обучающихся,
щего
испытывающих
ние
трудности в
дифференц трудности в
обучении.
ированного освоении
Разработка
основных
обучения.
рекомендаци й
Использова общеобразоват
по
ельных программ
ние
воспитанию
формирую
детей
щего
оценивания
Активное
обучение
(проекты,
исследован
ия)

Представл
ение
результато
в
диагности
ки

Повто
рная
диагн
остик а

Повторное диагностическое исследование проводится с целью выявления динамики
ликвидации трудностей в обучении (специалистами используются те же методики
диагностики, которые применялись для выявления обучающихся с трудностями в
обучении)

Повто
рное
засед
ание
ППК

Специалистами представляются результаты повторной диагностики. Результатом
повторного заседания ППК может быть разработка или корректировка ИОМ (в случае,
если меры по улучшению образовательных результатов обучающегося оказались
недостаточными и/или не привели к планируемому результату)

Приложение 3
Технологическая карта педагогической программы работы с учениками, испытывающими затруднения в обучении
Виды работ
Когда?
Зачем?
Работа на
При выявлении стадии развития, Для предотвращения
на которой находится ученик, отставания,
уроке
определении зоны его
своевременного
ближайшего развития
усвоения предмета
посредством регулярного
мониторинга, диагностики

Что?
Как?
1. Вести карту наблюдения.
1.
.Создание
2. Работа в группах, парах.
микроклимата в классе.
3. Индивидуальные консультации.
2. Алгоритмизация
4. Уроки коррекции знаний.
действий.
5. Опорные конспекты, памятки.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации 6. Дидактические игры
к обучению.
5. Стимулирование оценкой,
похвалой
Внеурочная
При возникновении
Индивидуальноличностный 1. Индивидуальные и групповые
Для:
деятельност ь затруднений:
консультации.
- предупреждения подход в работе со
слабоуспевающими и
- в изучении нового материала; неуспеваемости;
2. Оказание помощи при выполнении
- выявлении пробелов в знаниях - ликвидации
неуспевающими учащимися домашнего задания (карточкиинструкции, помощь сильных
выявленных пробелов
учеников).
в знаниях;
3. Творческие задания
- формирования
мотивации, интереса к
учебе
Воспитатель Регулярно, опираясь на
Индивидуальноличностный
контроль со стороны учителей Для формирования
подход, создание
1. Вовлечение в кружки, КТД. 2.
ная работа
предметников
личности школьника, комфортной среды
Проведение тематических классных
мотивации, интереса к
часов, предметных недель.
учебе
3. Опора на хобби
Определение типа ученика и Тематические родительские собрания.
Работа с
При отставании в учебе,
Для оказания
причин неуспеваемости
родителями
пропусках занятий,
профессиональноИндивидуальная и групповая работа
невыполнении домашнего
педагогической
задания
помощи

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».