РП ФГОС химия 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Приветненская средняя общеобразовательная школа"

МБОУ "Приветненская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим
советом

Заместитель директора
по УВР

И.о директора
________________________

________________________ ________________________ Воробьёв Сергей Геннадьевич
от
[укажите ФИО]
Сушкова Светлана Приказ №141-ОД
«31
»
августа
2023
г.
Протокол №1 от «28 »
Дмитриевна
августа 2023 г.
Протокол педсовета №1
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Химия»
для обучающихся 10 - 11 классов

п.Приветнинское 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) 10 класс
составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом
«Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» и
основных положений Примерной программы воспитания
Химическое образование, получаемое выпускниками общеобразовательной организации,
является неотъемлемой частью их образованности. Оно служит завершающим этапом
реализации на соответствующем ему базовом уровне ключевых ценностей, присущих
целостной системе химического образования. Эти ценности касаются познания законов
природы, формирования мировоззрения и общей культуры человека, а также
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде.
Реализуется химическое образование обучающихся на уровне среднего общего
образования средствами учебного предмета «Химия», содержание и построение которого
определены в программе по химии с учётом специфики науки химии, её значения в
познании природы и в материальной жизни общества, а также с учётом общих целей и
принципов, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации. В соответствии с общими целями и принципами
среднего общего образования содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый
уровень изучения) ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку
обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих ориентиров,
успешного включения в жизнь социума, продолжения образования в различных областях,
не связанных непосредственно с химией. Составляющими предмета «Химия» являются
базовые курсы – «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным
компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система знаний по
неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической химии.
Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность
рассмотрения всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий
химии. В курсе органической химии получают развитие сформированные на уровне
основного общего образования первоначальные представления о химической связи,
классификационных признаках веществ, зависимости свойств веществ от их строения, о
химической реакции. Эти знания способствуют пониманию взаимосвязи химии с другими
науками, раскрывают её роль в познавательной и практической деятельности человека,
способствуют воспитанию уважения к процессу творчества в области теории и
практических приложений химии, помогают выпускнику ориентироваться в общественно
и личностно значимых проблемах, связанных с химией, критически осмысливать
информацию и применять её для пополнения знаний, решения интеллектуальных и
экспериментальных исследовательских задач.
В целом содержание учебного предмета «Химия» данного уровня изучения
ориентировано на формирование у обучающихся мировоззренческой основы для
понимания философских идей, таких как: материальное единство неорганического и
органического мира, обусловленность свойств веществ их составом и строением,
познаваемость природных явлений путём эксперимента и решения противоречий между
новыми фактами и теоретическими предпосылками, осознание роли химии в решении
экологических проблем, а также проблем сбережения энергетических ресурсов, сырья,
создания новых технологий и материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации обучающихся принятые
программой по химии подходы к определению содержания и построения предмета
предусматривают формирование универсальных учебных действий, имеющих базовое

значение для различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и
обработки информации, необходимых для приобретения опыта практической и
исследовательской деятельности, занимающей важное место в познании химии.
Главными целями изучения предмета «Химия» на базовом уровне (10-11 кл.) являются:
формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественнонаучной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные
законы и теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности
доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их
развития и становления;
формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и
химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире
веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в практической и
повседневной жизни;
развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением
химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами.
При изучении предмета «Химия» доминирующее значение приобретают такие цели и
задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира, формирование
интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству,
самостоятельному принятию грамотных решений в конкретных жизненных ситуациях,
связанных с веществами и их применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, поиска,
анализа и обработки информации, необходимых для приобретения опыта деятельности,
которая занимает важное место в познании химии, а также для оценки с позиций
экологической безопасности характера влияния веществ и химических процессов на
организм человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые знания по химии в
соответствии с жизненными потребностями, использовать современные информационные
технологии для поиска и анализа учебной и научно популярной информации химического
содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического мышления,
наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно необходимы, в
частности, при планировании и проведении химического эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждённости в гуманистической направленности химии, её
важной роли в решении глобальных проблем рационального природопользования,
пополнения энергетических ресурсов и сохранения природного равновесия, осознания
необходимости бережного отношения к природе и своему здоровью, а также
приобретения опыта использования полученных знаний для принятия грамотных решений
в ситуациях, связанных с химическими явлениями.
В учебном плане среднего общего образования предмет «Химия» базового уровня входит
в состав предметной области «Естественно-научные предметы». Общее число часов,
рекомендованных для изучения химии – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в
11 классе – 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом школы на
обучение химии в 10 классе отводится 68 часов.(2 часа в неделю), в 11 классе отводится
68 часов.(2 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Теоретические основы органической химии

3

Предмет органической химии: её возникновение, развитие и значение в получении новых
веществ и материалов. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, её
основные положения. Структурные формулы органических веществ. Гомология,
изомерия. Химическая связь в органических соединениях – одинарные и кратные связи.
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура органических
соединений (систематическая) и тривиальные названия важнейших представителей
классов органических веществ.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений
Ознакомление с образцами органических веществ и материалами на их основе,
моделирование
молекул
органических
веществ,
наблюдение
и
описание
демонстрационных опытов по превращению органических веществ при нагревании
(плавление, обугливание и горение).
Углеводороды
Алканы: состав и строение, гомологический ряд. Метан и этан – простейшие
представители алканов: физические и химические свойства (реакции замещения и
горения), нахождение в природе, получение и применение.
Алкены: состав и строение, гомологический ряд. Этилен и пропилен – простейшие
представители алкенов: физические и химические свойства (реакции гидрирования,
галогенирования, гидратации, окисления и полимеризации), получение и применение.
Алкадиены: бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3: строение, важнейшие химические
свойства (реакция полимеризации). Получение синтетического каучука и резины.
Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен – простейший
представитель алкинов: состав, строение, физические и химические свойства (реакции
гидрирования, галогенирования, гидратации, горения), получение и применение.
Арены. Бензол: состав, строение, физические и химические свойства (реакции
галогенирования и нитрования), получение и применение. Толуол: состав, строение,
физические и химические свойства (реакции галогенирования и нитрования), получение и
применение. Токсичность аренов. Генетическая связь между углеводородами,
принадлежащими к различным классам.
Природные источники углеводородов. Природный газ и попутные нефтяные газы. Нефть
и её происхождение. Способы переработки нефти: перегонка, крекинг (термический,
каталитический), пиролиз. Продукты переработки нефти, их применение в
промышленности и в быту. Каменный уголь и продукты его переработки.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений
Ознакомление с образцами пластмасс, каучуков и резины, коллекции «Нефть» и «Уголь»,
моделирование молекул углеводородов и галогенопроизводных, проведение практической
работы: получение этилена и изучение его свойств.
Расчётные задачи
Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма, количества исходного
вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из
исходных веществ или продуктов реакции).
Кислородсодержащие органические соединения Предельные одноатомные спирты.
Метанол и этанол: строение, физические и химические свойства (реакции с активными
металлами, галогеноводородами, горение), применение. Водородные связи между
молекулами спиртов. Действие метанола и этанола на организм человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин: строение, физические и химические
свойства (взаимодействие со щелочными металлами, качественная реакция на
многоатомные спирты). Действие на организм человека. Применение глицерина и
этиленгликоля.
Фенол: строение молекулы, физические и химические свойства. Токсичность фенола.
Применение фенола.

4

Альдегиды и кетоны. Формальдегид, ацетальдегид: строение, физические и химические
свойства (реакции окисления и восстановления, качественные реакции), получение и
применение.
Ацетон: строение, физические и химические свойства (реакции окисления и
восстановления), получение и применение.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты:
строение, физические и химические свойства (свойства, общие для класса кислот, реакция
этерификации), получение и применение. Стеариновая и олеиновая кислоты как
представители высших карбоновых кислот. Мыла как соли высших карбоновых кислот,
их моющее действие.
Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Жиры.
Гидролиз жиров. Применение жиров. Биологическая роль жиров.
Углеводы: состав, классификация углеводов (моно-, ди- и полисахариды).
Глюкоза – простейший моносахарид: особенности строения молекулы, физические и
химические свойства (взаимодействие с гидроксидом меди(II), окисление аммиачным
раствором оксида серебра(I), восстановление, брожение глюкозы), нахождение в природе,
применение, биологическая роль. Фотосинтез. Фруктоза как изомер глюкозы.
Сахароза – представитель дисахаридов, гидролиз, нахождение в природе и применение.
Крахмал и целлюлоза как природные полимеры. Строение крахмала и целлюлозы.
Физические и химические свойства крахмала (гидролиз, качественная реакция с иодом).
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений
Проведение, наблюдение и описание демонстрационных опытов: горение спиртов,
качественные реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди(II)),
многоатомных спиртов (взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II)), альдегидов
(окисление аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II),
взаимодействие крахмала с иодом), проведение практической работы: свойства раствора
уксусной кислоты.
Расчётные задачи
Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма, количества исходного
вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из
исходных веществ или продуктов реакции).
Азотсодержащие органические соединения
Амины. Метиламин и анилин: состав, строение, физические и химические свойства
(горение, взаимодействие с водой и кислотами).
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и химические
свойства аминокислот (на примере глицина). Биологическое значение аминокислот.
Пептиды.
Белки как природные высокомолекулярные соединения. Первичная, вторичная и
третичная структура белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация,
качественные реакции на белки.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений Наблюдение и
описание демонстрационных опытов: денатурация белков при нагревании, цветные
реакции белков.
Высокомолекулярные соединения
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер,
структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные
методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация.
Пластмассы (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол).
Натуральный и синтетические каучуки (бутадиеновый, хлоропреновый и изопреновый).
Волокна: натуральные (хлопок, шерсть, шёлк), искусственные (ацетатное волокно,
вискоза), синтетические (капрон и лавсан).
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений

5

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, пластмасс, каучуков.
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении органической химии в 10 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и
понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: явление, научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, молекула, энергетический уровень,
вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, физические величины и единицы
их измерения.
Биология: клетка, организм, биосфера, обмен веществ в организме, фотосинтез,
биологически активные вещества (белки, углеводы, жиры, ферменты).
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы.
Технология: пищевые продукты, основы рационального питания, моющие средства,
лекарственные и косметические препараты, материалы из искусственных и синтетических
волокон.
11 КЛАСС
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Теоретические основы химии
Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка. Энергетические
уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, d- элементы. Особенности распределения
электронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх периодов. Электронная
конфигурация атомов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Связь периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева с современной теорией строения атомов. Закономерности изменения свойств
химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ по группам и
периодам. Значение периодического закона в развитии науки.
Строение вещества. Химическая связь. Виды химической связи (ковалентная неполярная
и полярная, ионная, металлическая). Механизмы образования ковалентной химической
связи (обменный и донорно-акцепторный). Водородная связь. Валентность.
Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы: катионы и анионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава
вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойства веществ от типа
кристаллической решётки.
Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля
вещества в растворе.
Классификация неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ.
Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным классам.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения
энергии при химических реакциях.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Обратимые реакции.
Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического равновесия.
Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных
растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная.
Окислительно-восстановительные реакции.

6

Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: демонстрация таблиц
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», изучение моделей
кристаллических решёток, наблюдение и описание демонстрационных и лабораторных
опытов (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды
растворов веществ с помощью универсального индикатора, реакции ионного обмена),
проведение практической работы «Влияние различных факторов на скорость химической
реакции».
Расчётные задачи.
Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе термохимические расчёты,
расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества».
Неорганическая химия
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов.
Аллотропия неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода).
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и
кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных
соединений).
Применение важнейших неметаллов и их соединений.
Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Особенности строения электронных оболочек атомов металлов. Общие
физические свойства металлов. Сплавы металлов. Электрохимический ряд напряжений
металлов.
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий,
цинк, хром, железо, медь) и их соединений.
Общие способы получения металлов. Применение металлов в быту и технике.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: изучение коллекции
«Металлы и сплавы», образцов неметаллов, решение экспериментальных задач,
наблюдение и описание демонстрационных и лабораторных опытов (взаимодействие
гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей, качественные реакции на катионы
металлов).
Расчётные задачи.
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или
объёму одного из участвующих в реакции веществ, расчёты массы (объёма, количества
вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси.
Химия и жизнь
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности,
развитии медицины. Понятие о научных методах познания веществ и химических
реакций.
Представления об общих научных принципах промышленного получения важнейших
веществ.
Человек в мире веществ и материалов: важнейшие строительные материалы,
конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники,
наноматериалы, органические и минеральные удобрения.
Химия и здоровье человека: правила использования лекарственных препаратов, правила
безопасного использования препаратов бытовой химии в повседневной жизни.
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении общей и неорганической химии в 11
классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так
и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.

7

Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, явление.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, изотоп,
радиоактивность, молекула, энергетический уровень, вещество, тело, объём, агрегатное
состояние вещества, физические величины и единицы их измерения, скорость.
Биология: клетка, организм, экосистема, биосфера, макро- и микроэлементы, витамины,
обмен веществ в организме.
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы.
Технология: химическая промышленность, металлургия, производство строительных
материалов, сельскохозяйственное производство, пищевая промышленность,
фармацевтическая промышленность, производство косметических препаратов,
производство конструкционных материалов, электронная промышленность,
нанотехнологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных
результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего общего образования
выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых
ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности
ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического
образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и строить
жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими, социокультурными,
духовно-нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества,
принятыми в обществе нормами и правилами поведения, способствующими процессам
самопознания, саморазвития и нравственного становления личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают сформированность опыта
познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации принятых в
обществе ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: осознания обучающимися своих конституционных прав и
обязанностей, уважения к закону и правопорядку; представления о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в коллективе; готовности к совместной творческой
деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач,
выполнении химических экспериментов способности понимать и принимать мотивы,
намерения, логику и аргументы других при анализе различных видов учебной
деятельности;
2) патриотического воспитания: ценностного отношения к историческому и научному
наследию отечественной химии; уважения к процессу творчества в области теории и
практического применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат
длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда

8

учёных и практиков; интереса и познавательных мотивов в получении и последующем
анализе информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания: нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья: понимания ценностей здорового и безопасного
образа жизни, необходимости ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью; соблюдения правил безопасного обращения с веществами в
быту, повседневной жизни и в трудовой деятельности; понимания ценности правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих
здоровью и жизни людей; осознания последствий и неприятия вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения);
5) трудового воспитания: коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской
деятельности, общественно полезной, творческой и других видах деятельности; установки
на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках
своего класса, школы); интереса к практическому изучению профессий различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний по химии; уважения к труду, людям
труда и результатам трудовой деятельности; готовности к осознанному выбору
индивидуальной траектории образования, будущей профессии и реализации собственных
жизненных планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и
потребностей общества;
6) экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе, как
источнику существования жизни на Земле; понимания глобального характера
экологических проблем, влияния экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; осознания необходимости использования достижений химии для
решения вопросов рационального природопользования; активного неприятия действий,
приносящих
вред
окружающей
природной
среде, умения
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий
и
предотвращать их; наличия развитого экологического мышления, экологической
культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться
ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения
активно противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания: сформированности мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики; понимания специфики
химии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления,
создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы и
человека, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения
природного равновесия; убеждённости в особой значимости химии для современной
цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы
материальной культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития
человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, в
развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной
жизни каждого члена общества; естественно-научной грамотности: понимания сущности
методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать
получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и
происходящих в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на основе
научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в
реальных жизненных ситуациях; интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному

9

получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне среднего
общего образования включают: значимые для формирования мировоззрения
обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в
естественных науках (материя, вещество, энергия, явление, процесс, система, научный
факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение,
измерение, эксперимент и другие); универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной
грамотности и социальной компетенции обучающихся; способность обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные,
мировоззренческие
знания
и
универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её
рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить
результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять
характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать
соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и
заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые)
модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента,
химическая формула, уравнение химической реакции – при решении учебных
познавательных и практических задач, применять названные модельные представления
для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций.
Базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно
сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для
формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной
работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания.
Работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать

10

информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её
достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и
различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической информацией:
применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы, формулы,
аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии,
высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных
самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического
эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ,
реализации учебного проекта и формулировать выводы по результатам проведённых
исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями.
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность,
определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать
предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и исследовательских задач,
выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и самооценки
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
Предметные результаты освоения курса «Органическая химия» отражают:
сформированность представлений о химической составляющей естественнонаучной
картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и
культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения
практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия
(химический элемент, атом, электронная оболочка атома, молекула, валентность,
электроотрицательность, химическая связь, структурная формула (развёрнутая и
сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет,
функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи,
углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное
звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения органических
веществ А.М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ); закономерности,
символический язык химии; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания
причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах,
составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту
и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их
взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании состава, строения и
превращений органических соединений;

11

сформированность умений использовать химическую символику для составления
молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ
и уравнений химических реакций, изготавливать модели молекул органических веществ
для иллюстрации их химического и пространственного строения;
сформированность умений устанавливать принадлежность изученных органических
веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений
(углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, высокомолекулярные
соединения), давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC), а также
приводить тривиальные названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен,
ацетилен, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная
кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза, фруктоза,
крахмал, целлюлоза, глицин);
сформированность умения определять виды химической связи в органических
соединениях (одинарные и кратные);
сформированность умения применять положения теории строения органических веществ
А.М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и строения;
закон сохранения массы веществ;
сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и химические
свойства типичных представителей различных классов органических веществ (метан,
этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3, метилбутадиен1,3, бензол, метанол,
этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислоты,
глюкоза, крахмал, целлюлоза, аминоуксусная кислота), иллюстрировать генетическую
связь между ними уравнениями соответствующих химических реакций с использованием
структурных формул;
сформированность умения характеризовать источники углеводородного сырья (нефть,
природный газ, уголь), способы их переработки и практическое применение продуктов
переработки;
сформированность умений проводить вычисления по химическим уравнениям (массы,
объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе,
объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции);
сформированность умений владеть системой знаний об основных методах научного
познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные
химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных
с веществами и их применением;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции органических веществ, денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков) в соответствии с правилами техники безопасности
при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты
химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и
формулировать выводы на основе этих результатов
сформированность умений критически анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой информации, Интернет и других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых
органических веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы
уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека;

12

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять знания
об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно точечную
систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
11 КЛАСС
Предметные результаты освоения курса «Общая и неорганическая химия» отражают:
сформированность представлений: о химической составляющей естественно-научной
картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и
культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения
практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия
(химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, d- электронные орбитали атомов, ион, молекула,
моль, молярный объём, валентность, электроотрицательность, степень окисления,
химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллическая
решётка, типы химических реакций, раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической
реакции, химическое равновесие); теории и законы (теория электролитической
диссоциации, периодический закон Д. И. Менделеева, закон сохранения массы веществ,
закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях), закономерности,
символический язык химии, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания
причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах,
составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических веществ в
быту и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их
взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании неорганических
веществ и их превращений;
сформированность умений использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру (IUPAC) и
тривиальные названия отдельных неорганических веществ (угарный газ, углекислый газ,
аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления химических
элементов в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная) в соединениях, тип кристаллической решётки конкретного
вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в водных
растворах неорганических соединений;
сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ по их
составу к определённому классу/группе соединений (простые вещества – металлы и
неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли);
сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и прогностическую функции;
сформированность умений характеризовать электронное строение атомов химических
элементов 1–4 периодов Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева, используя понятия «s-, p-, d-электронные орбитали», «энергетические
уровни», объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их
соединений по периодам и группам Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические свойства
неорганических веществ различных классов, подтверждать существование генетической
связи между неорганическими веществами с помощью уравнений соответствующих

13

химических реакций;
сформированность умения классифицировать химические реакции по различным
признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции,
изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные и
сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия, при которых эти
реакции идут до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный состав
различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы, присутствующие
в водных растворах неорганических веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительных
реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от
различных факторов; характер смещения химического равновесия в зависимости от
внешнего воздействия (принцип Ле Шателье);
сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие в основе
промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность
представлений об общих научных принципах и экологических проблемах химического
производства;
сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия «массовая
доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при химических реакциях, массы
вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного
из участвующих в реакции веществ, теплового эффекта реакции на основе законов
сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды
растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние различных факторов
на скорость химической реакции, реакции ионного обмена, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония, решение экспериментальных
задач по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и
других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых
веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и
предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять знания
об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно-точечную
систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.

14

Учебно – тематический план 10 класс
Количество часов

№
Наименование разделов и тем
программы
1.

2.

3.

4.
5.
6.

Теория химического строения
органический соединений.
Природа химических связей
Углеводороды
- Предельные углеводороды –
алканы
- Непредельные углеводороды
(алкены, алкины, алкадиены)
- Арены
- Природные источники и
переработка углеводородов
Кислородсодержащие
органические вещества
- Спирты и фенолы
- Альдегиды, кетоны и
карбоновые кислоты
- Сложные эфиры. Жиры
- Углеводы
Азотсодержащие органические
соединения
Химия полимеров
Итоговое повторение за курс 10
класса
Всего:

Всего

Контрольные
работы

Практические работы

1

7

18
5
7
2
4

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

24
6
8
4
6

2

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1
1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

8

1

9
2
68

3

15

6

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

Учебно – тематический план 11 класс
Количество часов

№
Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1 Строение атомов. Периодический
закон и Периодическая система
химических элементов Д. И.
Менделеева
2 Строение вещества.
Многообразие веществ

8

7

1

3 Химические реакции

20

1

1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

4 Металлы

14

1

2

5 Неметаллы

11

1

1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

6 Связь неорганических и
органических веществ
7 Химия и жизнь

2

4

4

Всего:

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

6

68

16

Календарно – тематическое планирование 10 класс
Количество часов

№
Тема урока

Все
го

Контрольные
работы

Практические работы

Дата

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Вводный инструктаж по т/б.. Предмет
органической химии
Первичный инструктаж по т/б. Теория
химического строения органических веществ

1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

https://academycontent.apkpro.ru/lesson/c935
a58c-ab0e-4c59-9dcf20517ae4b52e

3

Состояние электронов в атоме

1

4

Электронная природа химических связей в
органических соединениях
Классификация органических соединений
Повторный инструктаж по т/б . Практическая
работа №1 «Качественное определение
углерода, водорода и хлора в органических
веществах»
Обобщающий урок по теме «Теория
химического строения органических
соединений»

1

1
2

5
6

7

8
9
10
11

12

Электронное и пространственное строение
алканов
Гомологи и изомеры алканов
Метан – простейший представитель алканов
Решение расчетных задач на вывод формулы
органического вещества по массовой доле
химического элемента
Решение расчетных задач на вывод формулы
органического вещества по продуктам

1
1

1

1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1
1
1

1

17

13

14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

сгорания
Непредельные углеводороды.
Алкены: строение молекул, гомология,
изомерия
Получение, свойства и применение алкенов.
Повторный инструктаж по т/б. Практическая
работа № 2 «Получение этилена и опыты с
ним»
Алкадиены
Ацетилен и его гомологи
Решение расчетных задач
Обобщающий урок по теме «Непредельные
углеводороды: алкены, алкадиены. алкины»
Бензол и его гомологи
Свойства бензола и его гомологов
Природные источники углеводородов
Переработка нефти.
Обобщающий урок по теме «Углеводороды»
Контрольная работа №1 по темам «Теория
строения органических соединений»,
«Углеводороды»
Анализ к/р. Одноатомные предельные спирты
Получение, химические свойства и
применение предельных одноатомных спиртов
Многоатомные спирты
Фенолы и ароматические спирты
Решение расчетных задач по теме
Обобщающий урок по теме «Спирты и
фенолы»
Карбонильные соединения – альдегиды и
кетоны
Свойства и применение альдегидов
Карбоновые кислоты
Химические свойства и применение

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

36

37

38
39
40
41
42

43

44
45
46
47
48

49
50
51
52
53
54

одноосновных предельных карбоновых кислот
Повторный инструктаж по т/б Практическая
работа №3 «Получение и свойства карбоновых
кислот»
Повторный инструктаж по т/б Практическая
работа №4 «Решение экспериментальных задач
на распознавание органических веществ»
Решение расчетных задач по теме
Обобщающий урок по теме «Альдегиды,
кетоны, карбоновые кислоты»
Сложные эфиры
Жиры. Моющие средства
Обобщающий урок по теме
«Кислородсодержащие органические
вещества»
Контрольная работа №2 по теме
«Кислородсодержащие органические
вещества»
Анализ к/р. Углеводы. Глюкоза

1

1

1

1

1
1
1
1
1

1

1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

Олигосахариды. Сахароза
Полисахариды. Крахмал
Целлюлоза
Повторный инструктаж по т/б Практическая
работа №5 «Решение экспериментальных задач
на получение и распознавание органических
веществ»
Обобщающий урок по теме «Углеводы»
Амины

1
1
1
1

Аминокислоты
Белки
Азотсодержащие гетероциклические
соединения
Нуклеиновые кислоты

1
1
1

1

1
1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

19

55
56
57

58
59
60
61
62
63

64
65
66
67
68

Химия и здоровье человека
Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие
органические соединения»
Контрольная работа №3 по темам
«Углеводы», «Азотсодержащие органические
соединения»
Анализ к/р. Синтетические полимеры

1
1

Конденсационные полимеры. Пенопласты
Натуральный каучук
Синтетические каучуки
Синтетические волокна
Повторный инструктаж по т/б Практическая
работа №6 «Распознавание пластмасс и
волокон»
Органическая химия, человек и природа.
Обобщающий урок по теме «Химия
полимеров»
Итоговый урок по курсу химии 10 класса
Повторение и обобщение изученного
материала
Повторение и обобщение изученного
материала

1
1
1
1
1

1

1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

1

1
1
1
1
1

20

Календарно – тематическое планирование 11 класс
Количество часов

№
Тема урока

1

Все
го

Контрольные
работы

3
4

5

6
7

8
9
10
11

Дата

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

Первичный инструктаж. Периодический закон
Д.И. Менделеева. Строение электронных
оболочек атомов химических элементов малых
периодов
Строение электронных оболочек атомов
химических элементов больших периодов
Строение электронных оболочек атомов
химических элементов больших периодов
Короткий и длинный варианты таблицы
химических элементов.
Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов,
актиноидов и искусственно полученных
элементов
Валентность. Валентные возможности и
размеры атомов химических элементов.
Решение расчетных задач. Вычисление массы,
объема или количества вещества по известной
массе, объему или количеству вещества одного
из вступивших в реакцию или получившихся в
результате реакции
Обобщающий урок по теме

1

https://academycontent.apkpro.ru/lesson/c935
a58c-ab0e-4c59-9dcf20517ae4b52e

Виды и механизмы образования химической
связи. Ионная и ковалентная связь
Металлическая и водородная связь
Типы кристаллических решеток и свойства

1

Вводный инструктаж по т/б.. Химический
элемент. Изотопы. Просты е и сложные вещества.

2

Практические работы

1
1

1

1
1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1
1

21

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

веществ
Дисперсные системы
Массовая доля растворенного вещества

1
1

Решение задач с использованием понятия
«массовая доля»
Обобщающий урок по теме «Строение
вещества»
Контрольная работа № 1. Периодический
закон и строение вещества
Сущность и классификация химических
реакций
Классификация химических реакций
Окислительно-восстановительные реакции
Скорость химических реакций. Закон
действующих масс.
Скорость химических реакций. Катализ и
катализатор
Повторный инструктаж по ТБ. Практическая
работа №1 «Влияние различных факторов на
скорость химических реакций»
Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье
Урок-упражнение
Электролитическая диссоциация. Сильные и
слабые электролиты.
Среда водных растворов. Водородный
показатель (рН)
Реакции ионного обмена
Реакции ионного обмена
Гидролиз органических соединений

1

Гидролиз неорганических соединений
Электролиз растворов и расплавов солей
Электролиз растворов и расплавов солей
Обобщение и повторение изученного
материала. Решение задач

1
1
1
1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1
1

1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1
1
1
1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

22

34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44

45

46
47
48

49

50
51
52

Контрольная работа № 2. «Химические
реакции»
Общая характеристика металлов

1

Химические свойства металлов
Общие способы получения металлов
Понятие о коррозии металлов. Способы
защиты от коррозии
Расчёты массы (объёма, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ
имеет примеси.
Металлы главных подгрупп (А-групп) ПСХЭ

1
1
1

Алюминий
Металлы побочных подгрупп (Б-групп)
ПСХЭ(медь)
Металлы побочных подгрупп (Б-групп) ПСХЭ
( цинк)
Обзор металлов побочных подгрупп
периодической системы химических элементов
(хром)
Обзор металлов побочных подгрупп
периодической системы химических элементов
( железо)
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов
Повторный инструктаж по ТБ Практическая
работа №2 «Экспериментальное решение задач
по теме «Металлы главных подгрупп»
Повторный инструктаж по ТБ Практическая
работа №3 «Экспериментальное решение задач
по теме «Металлы побочных подгрупп»
Обобщение и повторение изученного
материала
Контрольная работа № 3. «Металлы»
Химические элементы – неметаллы. Строение

1
1

1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

1

1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

1
Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

23

53

54
55
56
57
58

59
60
61
62

63
64
65
66
67
68

и физические свойства простых веществнеметаллов
Химические элементы – неметаллы.
Химические свойства простых веществнеметаллов
Водородные соединения неметаллов
Оксиды неметаллов
Кислородсодержащие кислоты
Окислительные свойства азотной и серной
кислот
Повторный инструктаж по ТБ Практическая
работа №4 «Экспериментальное решение задач
по теме «Неметаллы »
Контрольная работа № 4 «Неметаллы»
Генетическая связь неорганических веществ
Генетическая связь неорганических и
органических веществ
Роль химии в обеспечении экологической,
энергетической и пищевой безопасности,
развитии медицины
Бытовая химическая грамотность
Химическая промышленность и окружающая
среда
Химия и здоровье человека
Человек в мире веществ и материалов
Обобщение и повторение изученного
материала
Обобщение
и
повторение
изученного
материала

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

Библиотека
ЦОК https://myschool.edu.ru/

1

1
1
1
1
1
1

24

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Список литературы для учащихся
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение, 2014 г.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 11 класс. М.: Просвещение, 2014 г.
Список литературы для учителя
1. Маршанова Г. Л.: «Сборник авторских задач по химии. 8–11 классы», изд. ВАКО, 2017 г.
2. И.Г. Хомченко : «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» - М., Новая
волна, 2017г.
3. ЕГЭ – 2022. Химия: типовые экзаменационные варианты.
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для
учителей.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».
http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.
ЦОК https://myschool.edu.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Компьютер, проектор мультимедиа, принтер
2. Оборудование для проведения практических работ
- лабораторный штатив (15шт)
- штатив для пробиров (15 шт)
- пробирки
-спиртовки (12 шт)
- зажим, шпатель, пробка с газоотводной трубкой, держатель для пробирок (15шт)
- колбы (15шт)
- химический стакан (15 шт)
- химическая воронка (15шт)
- фарфоровые чашечки (10 шт)
- реактивы
3. Шаростержневые модели органических веществ
4. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева таблица
растворимости кислот, оснований, солей в воде

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».