Программа наставничества на 2023-2025 г.

Введение
Программа наставничества «наименование образовательной организации» на 2021 2024 год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого
в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Цель и задачи Программы
2. Ролевые модели в рамках форм наставничества, реализуемые в
«наименование образовательной организации»
3. Типовые индивидуальные планы развития наставляемых под
руководством наставника в разрезе форм наставничества
4. Календарный план работы Школы наставника

ВВЕДЕНИЕ
В соответствие с Приказом Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25.12.2019
г. «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам,
Распоряжением
комитета
общего
и
профессионального
образования
Ленинградской области № 1606-р от 25.09.2020 г.
В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к
управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и
другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в
условиях общих ограничений.
Структурное построение Программы как документа планирования определяется
процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих
содержательных этапов:
– Целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы
наставничества в ОО цели и задач);
– определение форм наставничества, как проектов в рамках Программы;
– выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микро-проектов;
– разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под
руководством наставника (далее – Индивидуальных планов) в разрезе
форм

наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с
наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной
ролевой модели.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы – разносторонняя поддержка наставляемого с особыми
образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в
адаптации к новым условиям обучения.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в
реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих
результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенции, оказание помощи в
адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и
коммуникаций внутри образовательной организации, формирование
устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благородных
выпускников.
Обеспечить разностороннюю поддержку обучающегося с особыми
образовательными – социальными потребностями или временную
помощь вадаптации к новым условиям.
Обеспечить успешное закрепление на месте работы в должности педагога
молодого специалиста, повышение его профпотенциала и уровня создания
комфортной
профессиональной
среды
для
реализации
актуальных
педагогических задач на
высоком уровне.
2. РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Форма
наставничества
Ученик-ученик

Вариации ролевых моделей

– «успевающий – неуспевающий»- классический
вариант поддержки для
достижения лучших образовательных результатов;
– «лидер – пассивный» - психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- «равный – равному» - обмен навыками, например, когда наставник обладает
критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка,
совместная работа над проектом.
Учитель-учитель – «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический вариант
поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых
(педагог-педагог)
профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и
закрепления на месте работы;
– «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий
язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с
профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических
талантов и инициатив;
– «педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает

Работодатель ученик

опытному представителю «старой
школы» овладеть
современными
программами, цифровыми навыками и технологиями;
- «опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает
методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление
рабочих программ и тематических планов
−«активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотивационная и
ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских
навыков,
стимулирование
идей
саморазвития,
осознанного
выбора
образовательной и карьерной траектории;
−«коллега – молодой коллега» – совместная работа по развитию творческого,
предпринимательского или социального проекта, в процессе которой
наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут
оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль
организатора и куратора;
«работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка,
направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых
для будущего трудоустройства.

3. ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД

РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА
Форма наставничества: «Ученик - ученик»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «Ученик-ученик»1. Ролевая модель: «Успевающий ученик -неуспевающий
ученик».
Ф.И.О., класс/группа наставляемого
Ф.И.О. и должность наставника
Срок осуществления плана: с «
№

1.1.

Проект, задание

»

20
Срок

г. по «

»

20

Планируемый
результат2

г.
Фактиче
ский
результа
т3

Оценка
наставн
ика

Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления
Провести самодиагностику на
Определен
перечень
предмет
определения
дефицитных
компетенций,

Вариацией данной формы является форма наставничества «Ученик-ученик».
В описании планируемого результата можно ссылаться на применение различных форм взаимодействия
наставника с наставляемым, например: получена консультация по теме; совместное посещение мероприятий,
соревнований ... (указать название мероприятия); совместное выполнение заданий …(указать вид и темы
заданий); совместно с наставником подготовлен проект, доклад (указать темы проектов, докладов); совместно с
наставником подготовлено выступление на классном часе (или ином мероприятии, указать, каком); составлен
индивидуальный перечень литературы для изучения; совместная подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах
и пр. (указать название олимпиад, конкурсов) и пр.
3
Если фактический результат совпадает с запланированным, то следует отметить «результат достигнут в
полной мере»; если фактический результат не выполнен, указывается «результат достигнут не в полной мере»
или «результат не достигнут»; если превысил запланированный, то необходимо это описать.
1

2

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

требующих
развития;
приоритетных
направлений
4
сформулирован перечень тем
развития
консультаций с наставником5
Провести
диагностическую/развивающую
беседу с наставником, для
уточнения зон развития
Разработать
меры
по
Разработаны
меры
преодолению трудностей (в учебе,
преодоления трудностей и
развитии
личностных
ожидаемые результаты по
компетенция,
достижении
итогам его реализации
спортивных
результатов,
подготовки
и
реализации
проекта и др.) с учетом тем
мероприятий раздела 2.
Раздел 2. Направления развития ученика
Познакомиться с основной и
Определен
перечень
дополнительной
литературой,
литературы, интернет-сайтов
тематическими интернетдля изучения, изучены …
(перечень)
ресурсами
по
направлению,
которое вызывает затруднения
Перенять
успешный
опыт
Сформировано понимание на
наставника
по
подготовке
основе
изучения
опыта
домашнего задания (написания
наставника, как успешно
доклада, выполнения
подготовить
домашнее
упражнений,
заучивания
задание (написать доклад,
стихотворений и т.д.) подготовки
выполнить
упражнения,
к
контрольным
работам/
заучить стихотворения и т.д.)
самостоятельных
тренировок/разработки проекта и
пр.
Сформировать правила поведения
Сформировано
понимание,
как
повысить
на уроке (как вести конспект,
результативность
запоминать
информацию,
(успеваемость) на уроке,
выступать с докладом и пр.);
тренировке, проведении
тренировке,
общественной,
общественного мероприятия
проектной деятельности и др. для
и др.
повышения результативности
Освоены
навыки
Освоить эффективные подходы к
планирования
учебной
планированию
учебной
(спортивной, общественной)
(спортивной, тренировочной,
деятельности
(указать),
проектной, общественной и др.)
определены приоритеты
деятельности
Познакомиться
с
успешным
Изучен успешный опыт по
опытом (указать авторов) учебной
выбранному
направлению
деятельности,
тренировочного
развития, определено, что из
процесса,
подготовки
и
изученного опыта можно
проведения
публичных
применить на практике для
выступлений, подготовки
повышения результативности

Наставничество может быть нацелено на развитие личностных компетенций, улучшение спортивных
результатов и повышение успеваемости
5
Например, темы консультаций: «Как улучшить оценки по
(указать предмет/предметы); Как подготовиться
к участию в олимпиадах по (указать предмет); Как улучшить спортивные результаты (указать, в каком виде
спорта); Как стать более уверенным в себе» и др.
4

2.6.

проектов, участия в олимпиадах и
конкурсах и др.
Принять участие в олимпиаде,
конкурсе,
соревнованиях
с
последующим
разбором
полученного опыта

2.7.

Выступить
с
докладом
ученическом проекте на …

2.8.

Изучить основы финансовой
грамотности,
совместно
с
наставником
организовать
и
провести
внеклассное
мероприятие,
посвященное
повышению фин. грамотности
Совместно
с
наставником
принять участие в мероприятиях,
посвященных
формированию
финансовой грамотности в РФ и
РК (форум, фестиваль, конкурс
«Секреты денежки» и др.)6
Изучить
основы
предпринимательской
деятельности,
определить
возможности
молодежного
предпринимательства

2.9.

2.10
.

2.11
.

2.12
.

об

Сформировать
понимание
эффективного поведения при
возникновении
конфликтных
ситуаций в ОО, познакомиться со
способами их профилактики и
урегулирования
Записаться в кружок, спортивную
секцию, клуб по интересам и др. с
учетом выбранного направления
развития

Учебной (спортивной,
общественной) деятельности
По
итогам
участия
в
олимпиаде/конкурсе (указать,
каких) занято
??
место/получен
статус
лауреата;
По итогам соревнования по
…
Доклад
представлен
на
муниципальной конференции
«…»
Проведен квест
по
формированию финансовой
грамотности (указать тему)

Приято
участие
в
Финансовом фестивале РК, в
конкурсе «Секреты денежки»
получен статус лауреата
Сформировано
понимание
специфики
предпринимательской
деятельности в молодежной
среде и определены ее
возможности в г. Сыктывкаре
Определены действенные
методы поведения и
профилактики в
конфликтных ситуациях в
классе/студенческой группе
Стал участником спортивной
секции, кружка, клуба по
интересам, волонтером и др.

Подпись наставника
«

»

20 г.

Подпись наставляемого
сотрудника
«_

»

20

Форма наставничества: «Учитель - учитель (педагог – педагог)»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-учитель». Ролевая модель: «опытный учитель-молодой
специалист».

г.

Ф.И.О. и должность наставляемого сотрудника
Ф.И.О. и должность наставника
Срок осуществления плана: с «
№

1.1
.
1.2
.

1.3
.

2.1
.

2.2
.

2.3
.

2.4
.

Проект, задание

»

20

г. по «
Ср
ок

»

20

Планируемый
результат7

г.
Фактич
еский
Результ
ат8

Оценка
наставн
ика

Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления
Провести самодиагностику на предмет
Определен
перечень
определения приоритетных направлений
дефицитных
компетенций,
профессионального развития
требующих
развития;
сформулирован перечень тем
Провести
консультаций снаставником
диагностическую/развивающую беседу с
наставником,
для
уточнения
зон
профессионального развития
Разработать меры по преодолению
Разработаны
меры
профессиональных трудностей с учетом
преодоления
тем мероприятий раздела 2.
профессиональных
трудностей
Раздел 2. Вхождение в должность9
Познакомиться с ОО, ее особенностями,
Осуществлено знакомство с
направлениями
работы,
Программой
особенностями
и
развития и др.
направлениями работы ОО
в области …, изучена
Программа развития ОО
Изучить помещения ОО (основные
Хорошая ориентация в
помещения, правила пользования и пр.):
здании
ОО,
знание
учебные
кабинеты,
актовый
и
аварийных выходов, …
физкультурный зал, библиотека, столовая
и пр.
Познакомиться с коллективом и наладить
Совместно с наставником
взаимодействие с ним: руководство ОО,
нанесены
визитыпедагоги-предметники; педагог-психолог,
знакомства,
во
время
документовед, бухгалтерия, завхоз и пр.
визитов
обсуждены
направления
взаимодействия
и
сотрудничества
Изучить сайт ОО, страничку ОО в
Хорошая ориентация по
социальных сетях, правила размещения
сайту, на страницах ОО в
информации в Интернете о деятельности
соцсетях «..» и «…»,
ОО
изучены
правила
размещения
информации в Интернете

В описании планируемого результата можно ссылаться на применение различных форм взаимодействия наставника с
наставляемым, например: получена консультация; осуществлен обмен опытом в области ...; взаимное посещение
мероприятий/уроков ... (указать название); совместно подготовлена конкурсная документация/статья/методическая
разработка (указать название); совместно с наставником подготовлено выступление на конференции/совещании/Педсовете;
составлен индивидуальный перечень литературы для изучения и пр.
7

Если фактический результат совпадает с запланированным, то следует отметить «результат достигнут в полной
мере»; если фактический результат не выполнен, указывается «результат достигнут не в полной мере» или
«результат не достигнут»; если превысил запланированный, то необходимо это описать.
9
Данный раздел заполняется исключительно для вновь принятых педагогов
8

2.5 Изучить Кодекс этики и служебного
.
поведения сотрудника ОО (взаимодействие
с родителями, коллегами, учащимися и пр.)
2.6 Сформировать понимание о правилах
.
безопасности при выполнении своих
должностных обязанностей
2.7
.

2.8
.

3.1
.

3.2
.

3.3
.

3.4
.

3.5
.

3.6
.

Применяются
правила
Кодекса этики и служебного
поведения
Соблюдаются
правила
безопасности
при
выполнении должностных
обязанностей
Изучить
методику
построения
и
Организован
организации результативного учебного
результативный
учебный
процесса
процесс по дисциплине
«Основы
финансовой
грамотности»
Научиться анализировать результаты
Изучены и внедрены методы
своей профессиональной деятельности
анализа
планов
деятельности
педагога,
применяемых
методов
обучения…
Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника10
Изучить психологические и возрастные
Изучены психологические и
особенности
учащихся
(указать
возрастные
особенности
возрастную группу)11
учащихся
??
классов,
которые учитываются при
подготовке к занятиям
Освоить
эффективные
подходы
к
Освоены
такие
планированию деятельности педагога
эффективные подходы к
планированию деятельности
педагога,
как
SMARTцелеполагание, …
Познакомиться с успешным опытом
Изучен успешный опыт
организации внеклассной деятельности в
организации
таких
повышении финансовой грамотности
мероприятий, как фестиваль
обучающихся
проектов,
тематические
экскурсии, КВН …
Изучить успешный опыт организации
Совместно с наставником
работы с родителями (в т.ч. - подготовка и
подготовлены и проведены
проведение
родительских
собраний;
(кол-во) род.собраний,
вовлечение
их
во
внеурочную
мероприятия с родителями
деятельность)
(перечислить)
Изучить
документы
и
НПА,
Изучено
содержание
регулирующие деятельность педагога (в
эффективного
контракта
т.ч. - эффективный контракт, Положение
педагога, Положение…, …
по оплате труда, ВСОКО, должностная
инструкция и пр.)
Освоить
успешный
опыт
учебноСоставлены
методической
работы
педагога
технологические
карты
(составление технологической карты
уроков и конспекты тем по
урока; методрекомендацийпо … и пр.)
дисциплине
«Основы
финансовой грамотности»

Перечень и темы заданий определяются наставником на основе анализа потребности в развитии
наставляемого, а также на основании его личных запросов
11
В рамках каждой темы целесообразно обсуждать эффективные приемы работы, что должно быть объектом
особого внимания педагога, возможные проблемные ситуации, которые могут возникнуть и способы их
преодоления
10

3.7
.

Изучить опыт участия педагогов
проектной деятельности ОО

3.8
.

Изучить
перечень
и
порядок
предоставления платных образовательных
услуг в ОО
Перенять опыт оформления документации
(перечень,
шаблоны
и
правила),
сопровождающей деятельность педагога
Изучить успешный опыт организации
профессионального развития педагога (в
т.ч. - использование возможностей
ресурсных центров, площадок, формы и
направления профразвития)

3.9
.
3.1
0

3.1
1

3.1
2

в

Изучены проекты ОО по
профилю
деятельности
педагога и выявлена роль
педагога
Документы изучены
По формату подготовлены
…
На
основе
изучения
успешного
опыта
организации профразвития в
ОО
выбраны
формы
собственного профразвития
на следующий год
(стажировка в …)
Усвоен
алгоритм
эффективного
пове-дения
педагога при возникновении
конфликтных ситуаций в
группе
учащихся
и
способов их профилактики
Изучена
практика
разработки и внедрения игр
по повышению финансовой
грамотности

Сформировать понимание эффективного
поведения педагога при возникновении
конфликтных ситуаций (между педагогом
и родителем, педагогом и коллегами и
пр.), познакомиться со способами их
профилактики и урегулирования
Познакомиться с успешными практиками
разработки и внедрения образовательных
инноваций в практику пед.деятельности

Подпись наставника
«

»

20 г.

Подпись наставляемого
сотрудника
«_

»

20

г.

Формы наставничества: «Работодатель - ученик», «Работодатель – студент»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «Работодатель – ученик». Ролевая модель: «работодатель-будущий
сотрудник».
Ф.И.О., класс/группа наставляемого
Ф.И.О. и должность наставника
Срок осуществления плана: с «
№

Проект, задание

»

20
Срок

г. по «

»

20

г.

Планируемый
Фактический
Оценка
результат
результат
наставника
Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления
1.1. Провести самодиагностику на
Определен перечень
предмет
определения
дефицитных
приоритетных направлений
компетенций,
профессионального развития
требующих развития;
сформулирован перечень
1.2. Провести
диагностическую/развивающую
тем консультаций с

1.3.

2.1.

2.2.

2.3

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

беседу с наставником для
наставником
уточнения зон развития
Разработать
меры
по
Разработаны
меры
преодолению
трудностей
с
преодоления
учетом тем мероприятий
трудностей
раздела 2.
Раздел 2. Направления профессионального развития ученика/студента
Изучить методы оценки своего
На основе метода …
осуществлена оценка
личностного
и
личностного
и
профессионального потенциала,
профессионального
оценить его
потенциала
Освоить эффективные подходы
Освоены
такие
к
планированию
своей
эффективные подходы к
деятельности
планированию
деятельности,
как
SMARTцелепостановка, …
Разработать ученический проект
Разработан
проект
предпринимательства
предпринимательства
в
«…», который можно
области…
внедрить в деятельность
(название предприятияпартнера)
Развить/сформировать
Сформированы
коммуникативные компетенции
способности
публичной
презентации,
разработки напримере
проекта
в области
предпринимательства
Получены четвертные
Повысить
успеваемость
по
и годовая оценки не
дисциплинам «…», «…»
ниже «4»
Пройти
профориентационную
Пройдены
программу по…
профориентационные
тесты, профессиональные
пробы по …
Посещать кружок…/секцию по…
Изготовлена
опытная
модель… для проекта
предпринимательства/
получен
первый
юношеский разряд по …
Изучить
производственные
и
Изучена
специфика
управленческие
процессы
производственной
и
(название предприятия-партнера)
управленческой
деятельности
(название
предприятия-партнера) в
рамках
экскурсий,
проведенных
наставником/ в рамках
практики-стажировки
Войти в резерв на замещение
Включен (на) в резерв на

вакантной должности «…» на
(название предприятия-партнера)
и
провести
2.10. Организовать
совместно с наставником
(наименование мероприятия на
базе предприятия-партнера)
2.11 …

Подпись
наставника

«

»

замещение
вакантной
должности «…»

20 г.

Подпись наставляемого
обучающегося

«_

»

20

г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».